«Профессиональное самоопределение и психологопедагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения»

Профессиональное самоопределение – это форма личностного выбора, отражающая процесс поиска, а также приобретения профессии. Самоопределение реализуется в процессе анализа личных возможностей, способностей в соотнесении с профессиональными требованиями. В настоящее время понимание профессионального самоопределения учитывает проблемы взаимосвязи с жизненным самоопределением личности, а также включает влияние воздействия на индивида окружающей среды и его активной позиции.
В П.с. большую роль играет взаимодействие семьи, государственнообщественных структур(общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительногообразования детей и дополнительног
о образования взрослых, службы занятости и др.). Психологопедагогическая поддержка П.с. направлена на последовательную реализацию права подрастающегогражданина на сознательный выбор профессии.


Как же не ошибиться будущим выпускникам в выборе профессии?


Сейчас я вам зачитаю небольшой отрывок о двух врачах.


«В поликлинике работают два врача. Оба молодые, умные, способные. Отличает их только призвание: первый любит свое дело, второй мечтал о работе журналиста, но волей случая попал на медицинское поприще. Первый радуется удачно поставленному диагнозу, для второго – это скучная обязанность. Для первого каждый новый больной – близкий человек, которому надо помочь, для второго – только нагрузка. В конце дня устают оба, но первый возвращается домой удовлетворенный любимым делом, с радостным чувством хорошо исполненного долга, второй – разбитый и сердитый, он долго не может отдохнуть. Нет необходимости доказывать, что первый врач принесет людям, обществу несравненно больше пользы, чем второй. Да и сам он будет более счастлив, чем врач-неудачник.


Для того, чтобы наши учащиеся сделали правильный выбор, в школе организовано психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. Психолого-педагогическое сопровождение процесса допрофильной подготовки и профильного обучения представляет собой целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности учащегося.


Допрофильная подготовка – это система педагогической, психологопедагогической, информационной и организационной деятельности учреждения образования, содействующая самоопределению учащихся относительно избираемых ими профилирующих направлений деятельности. Она рассматривается как система специализированной подготовки учащихся 7–9 классов, апробации нового содержания и форм организации образовательного процесса с учётом потребностей рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения обучающихся.


Допрофильная подготовка - это первоначальный этап личностного и профессионального самоопределения учащихся. Ее цель выявление личностью интересов, склонностей, формирование представлений о характере труда, о мире профессий и возможностей выбора одной из них.

Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т.е. первого профессионального выбора - одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы учащиеся могли сделать действительно самостоятельный, осознанный и независимый выбор, необходима опережающая работа, направленная на
формирование механизма принятия решений. Естественно, что к такому выбору учащиеся должны быть психологически подготовлены. На это направлены факультативные занятия в 9-х классах «Мое профессиональное будущее». Отсутствие элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать их эффективному профессиональному самоопределению в процессе выбора профиля класса, а в будущем – профессии.

Логическим продолжением допрофильной подготовки учащихся является профильное обучение.
Профильное обучение – это фактор и условие дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать возможности, потребности и способности учащихся, создавая условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями на продолжение образования. При этом построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учащихся, которые должны сами определить направления обучения в конкретной предметной области.
Целью психолого-педагогического сопровождения профильного обучения является выявление, развитие и реализация профессиональнопсихологического потенциала учащихся, т.е.:

  • профессионально значимых качеств личности;
  • ключевых компетенций;
  • профессиональных и личностных интересов, ценностей,
  • мировоззренческих взглядов, профессионально-этических норм и др.

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения являются:
– психологическая диагностика учащихся с целью выявления уровня сформированности у учащихся представлений об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности, определения характера ожиданий учащихся в профессиональном самоопределении;

– консультационная работа с педагогами и законными представителями учащихся по оказанию им содействия в определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися трудностей их профессионального определения, коррекции субъект-субъектных отношений в процессе решения учащимися вопросов «выбора»;

– методическая работа с педагогическими работниками по вопросам профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся;

– профилактическая работа, которая осуществляется педагогомпсихологом и педагогом социальным, по оказанию поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего;

– коррекционно-развивающая работа с учащимися, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении для развития их профессиональных интересов на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности;

– аналитическая работа: изучение созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее
результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; анализ готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; оценка эффективности деятельности.

Опыт профконсультационной работы показывает, что учащиеся, которые не выбрали профессию, зачастую обращаются за помощью к психологу для определения вида деятельности, где они наиболее будут способны. За этим кроется неосознанное желание переложить решение жизненной проблемы на другого индивида. Трудности такого плана зачастую возникают из-за недостатка у школьников адекватных представлений о профессиональной пригодности, неумения оценивать свои способности и возможности, а также соотнести их к миру профессий.

Многие учащиеся не могут ответить: «Какой деятельностью хотели бы заниматься?», «Какие видят у себя способности?», «Какие качества важны для успешности в овладении будущей профессией?».

Низкая культура знаний, а также незнание современных профессий осложняет выбор старшеклассниками жизненного пути.

Классные руководители 9-х классов провели анкетирование по профессиональному самоопределению учащихся (72 человека) по следующим вопросам:
1. Знаешь ли ты, что такое профильное обучение в старшей школе?
А) Да (93%);
Б) Нет (7%).
2. После окончания 9-го класса:
А) ты продолжишь обучение в 10-11-м классах (50%);
Б) пойдешь учиться в какой-либо колледж (18%);
В) пойдешь работать (0%);
Г) еще не решил (32%).
3. Выбрал ли ты уже профессию?
А) Да (38%);
Б) Нет (62 %).
4. С кем ты прежде всего посоветуешься при выборе профиля обучения:
А) с сотрудниками школы (учителем, классным руководителем,
школьным психологом) (13%);
Б) с родителями (75%);
В) с друзьями (11%);
Г) сам все решу (16%).

По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята недостаточно самостоятельно подходят к выбору профессии, нуждаются в помощи родителей.


Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии


Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы
ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
1. Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если Ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Материал для рассуждения. Анкета для родителей :
1. Обсуждали ли вы с ребенком его профессиональное будущее?
2. Говорили ли вы с ним о возможных путях продолжения образования (учеба в 10-11-м классах, колледже, другие варианты)?
3. Доверяете ли вы своему ребенку самостоятельно совершить первичное профессиональное самоопределение?
4. Считаете ли вы, что выбор профессиональной деятельности вашего ребенка практически полностью зависит от вас (вашего мнения, ваших возможностей)?
5. Знаете ли вы, какие профессии в ближайшем будущем будут востребованы на рынке труда?