ИНСТРУКЦИЯ для работников учреждения образования по повышению бдительности и порядку действий при выявлении возможных признаков и угроз террористической деятельности

  1. ВВЕДЕНИЕ

Целью инструкции является обеспечение единства подходов к организации и осуществлению предупреждения, выявления, пресечения и минимизации последствий террористической деятельности, совершенствование правовых и организационных основ борьбы с терроризмом.

Настоящая инструкция устанавливает общие подходы к обеспечению защиты учреждения образования в т.ч. порядку организации охраны, осуществления пропускного и внутриобъектового режимов.

  1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1. Общие положения.

2.1.1. Ответственность за обеспечение антитеррористической защиты объекта несет его руководитель.

2.1.2. Подразделение Солигорского отдела  Департамента охраны несут ответственность согласно договору на охрану объекта.

2.1.3. Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.

2.1.4. Руководитель учреждения обязан:

- организовать охрану учреждения и проводить регулярные, а также внеплановые проверки организации его охраны, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и выполнение сторонами обязанностей по договору;

- организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов;

- обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО;

- организовать обучение работников действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- проводить тренировки с сотрудниками для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий, как при обнаружении подозрительных лиц и предметов, взрывных устройств, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий.

2.1.5. Обязанности сотрудника охраны учреждения определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму,  разрабатываемых с учетом данной инструкции.

2.1.6. На посту охраны с учетом его функциональности рекомендуется иметь следующую документацию:

- должностную инструкцию (выписку из табеля) сотрудника охраны;

- инструкцию по пропускному и внутриобъектовому режиму;

- правила пользования техническими средствами охраны;

- журнал приема и сдачи дежурства;

- журнал регистрации посетителей;

- другие необходимые документы по усмотрению руководителя объекта.

В зависимости от характера объекта допускается объединение отдельных журналов в единый.

2.2. Организация службы по охране учреждения

2.2.1. Подразделение охраны в соответствии с условиями договора обеспечивают:

- пропускной и внутриобъектовый режимы, объекта,

- охрану объекта или отдельных его помещений, материальных ценностей, выставление поста контроль за действиями персонала, посетителей (учащихся), охрану общественного порядка и пресечение правонарушений в зоне поста (маршрута патрулирования) в рамках своей компетенции;

- реагирование на сигналы срабатывания средств ОПС и тревожной сигнализации;

- пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект;

- участие в локализации и ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе вследствие диверсионно-террористических акций;

- профессиональные действия в чрезвычайных ситуациях.

2.2.2. Контроль за несением службы по  охране объекта осуществляется должностными лицами Солигорского подразделения Департамента охраны и органов внутренних дел, руководителем учреждения в соответствии с требованиями руководящих и иных регламентирующих документов.

  1. ОБОРУДОВАНИЕ ОБЪЕКТА ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОХРАННОЙ И ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ

3.1. Защита здания, помещений

3.1.1. Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать  двери запасных выходов через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения учреждения.

3.2. Защита персонала и посетителей

3.2.1. Для оперативной передачи сообщений в органы внутренних дел о противоправных действиях в отношении персонала  (несовершеннолетних учащихся) или посетителей учреждение образования оборудуется устройствами тревожной сигнализации (ТС), электромагнитными замками с функцией автоматической разблокировки при пожаре дверных конструкций запасных выходов, оборудование дверей запасных выходов техническими средствами охраны, передающими сигналы тревоги постовому при их открытии, дополнительное оснащение  работников охраны  ручными системами тревожной сигнализации (брелоками), оборудование постовых помещений устройствами контроля персонала.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ

4.1. Установленные видеокамеры обеспечивают передачу визуальной информации о состоянии охраняемых зон, помещений, периметра и территории учреждения в кабинет директора, помещение поста охраны. Применение видеокамер в учреждении позволяет в случае получения извещения о тревоге определить характер нарушения, место нарушения, направление движения нарушителя, определить оптимальные меры противодействия и своевременно подать сигнал тревоги в органы внутренних дел.

  1. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ

5.1. Система оповещения в учреждении и его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем учреждения.

5.2. Оповещение людей, находящихся в учреждении, осуществляется с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:

- подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории учреждения с пребыванием людей;

- трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.

5.3. Эвакуация людей по сигналам оповещения сопровождается:

- включением аварийного освещения;

- передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах);

- включением световых указателей направления и путей эвакуации;

- дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).

5.4. На территории учреждения возможно применение  автоматизированной системы  централизованного оповещения  населения Минской области  и установки комплекса  технических средств  оповещения  с возможностью передачи речевой информации в местах  с массовым пребыванием  людей.

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРСОНАЛА ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ И ИНЫХ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ

6.1. Действия при типовых ситуациях

Основными формами антитеррористического обучения являются семинары, индивидуальная подготовка и общие антитеррористические учения персонала. Возможны совместные  антитеррористические учения работников с правоохранительными органами, Систематически следует проводить плановые занятия с работниками охраны учреждения (персонала).

6.2. Обнаружение подозрительного предмета в учреждении объекте или вблизи него.

Если на объекте кем-либо обнаружена забытая или бесхозная вещь, необходимо опросить людей, находящихся рядом. Постараться установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщить о находке сотруднику охраны. При получении информации об угрозе взрыва или обнаружении подозрительного предмета, взрывного устройства сотрудник охраны или работники учреждения обязаны немедленно доложить об этом руководителю, а при его отсутствии дежурному органа внутренних дел с последующим повторным докладом руководителю учреждения. Руководитель учреждения при получении информации об угрозе взрыва или обнаружении подозрительного предмета, взрывного устройства обязан:

- сообщить о ситуации на объекте в дежурную часть территориального органа внутренних дел, руководителю органа местного самоуправления;

- организовать с участием работника подразделения охраны ограничение доступа посторонних лиц к взрывоопасному предмету;

- обеспечить доступ во взрывоопасную зону специалистов правоохранительных органов для обследования предмета и обезвреживания ВУ, оказывать необходимое содействие их деятельности.

При обнаружении подозрительных предметов, следует соблюдать следующие меры безопасности:

- не курить;

- не пользоваться электрозажигалками и другими источниками огня или искровоспроизводящими предметами;

- не трогать руками и не касаться с помощью других предметов;

- не трясти, не бросать, не сгибать, не открывать;

- место обнаружения предмета немедленно покинуть, обеспечив охрану;

- оповестить окружение (сотрудников, членов семьи, других людей);

- незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы;

- помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д.;

- не подходить к взрывным устройствам и подозрительным предметам ближе безопасного расстояния.

6.4. Получение сигнала об эвакуации

Если работники учреждения находятся на своих рабочих местах необходимо последовательно выполнить следующие действия:

- организовать всех учащихся, находящихся в данном помещении для эвакуации и проконтролировать их выход из помещения и здания школы;

- взять с собой личные вещи, документы, деньги, ценности;

- закрыть окна, выключить оргтехнику, электроприборы, освещение;

- взять с собой и при необходимости использовать индивидуальные средства защиты (самоспасатель, противогаз);

- закрыть дверь на ключ, ключ оставить в замке;

- покинуть помещение, двигаясь маршрутами, обозначенными в схемах эвакуации;

- отойти от здания и выполнять команды эвакуаторов;

- возвращаться в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

6.5. Поступление угрозы по телефону

Телефон является средством связи, которое часто используют как преступники (для передачи сообщений о заложенных бомбах, захвате людей и предъявлении политических или корыстных требований выкупа, о шантаже и других криминальных проявлениях), так и «телефонные хулиганы», высказывающие мнимые угрозы разного толка. Принимая анонимное телефонное сообщение о возможном совершении актов терроризма необходимо помнить, что такого рода звонки несут важную криминалистическую информацию, и поэтому необходимо в разговоре с анонимом запомнить и зафиксировать как можно больше сведений: дату, время и продолжительность анонимного звонка; место установки телефона, на который проследовал звонок, его номер, принадлежность конкретному подразделению и сотруднику. При получении анонимного звонка необходимо предпринять попытку «завязать разговор» с анонимом и попытаться выяснить конкретные сведения о его личности, профессии, месте нахождения и, если возможно, склонить к добровольному отказу от задуманной акции. По окончании разговора с анонимом, не кладя трубку на телефонный аппарат, немедленно сообщить о случившемся руководителю  или работнику охраны для принятия ими неотложных мер по предупреждению и локализации возможных тяжких последствий, а также розыску анонима. По памяти составить подробное описание высказанных угроз или сообщенных сведений о предполагаемых актах терроризма, а также выдвинутых ультиматумах и других требованиях. Все данные об обстоятельствах проявления, содержании угроз или сведений, изложенных анонимным абонентом, характеристике его голоса, речи, манере изложения угроз и требований сообщить руководителю учреждения. Во избежание распространения слухов и паники обсуждать полученную от анонима информацию с другими сотрудниками не рекомендуется.

6.6. Взрыв на территории объекта

В случае совершения взрыва на территории учреждения или в его здании работнику охраны совместно с руководством (администрацией) необходимо немедленно организовать и обеспечить выполнение следующих основных мероприятий:

- по списку экстренного вызова вызвать на объект пожарных, скорую помощь, спасателей, коммунальные службы (газ, электричество, тепло);

- по списку экстренного оповещения сообщить о происшествии в правоохранительные органы;

- содействовать эвакуации персонала и учащихся из очага взрыва, разрушенных или поврежденных взрывом помещений;

- до прибытия службы скорой помощи оказать пострадавшим экстренную медицинскую помощь;

- отключить подачу электроэнергии, газа, воды, тепла в поврежденные взрывом помещения;

- обеспечить оцепление места взрыва и его изоляцию до прибытия компетентных органов силами других сотрудников охраны или персонала объекта;

- при возникновении пожара принять меры к его тушению собственными силами и имеющимися противопожарными средствами.

6.7. Захват заложников

6.7.1. При захвате сотрудников или учащихся учреждения или его посетителей в заложники должностным лицам  необходимо:

- незамедлительно сообщить о сложившейся ситуации в правоохранительные органы;

- не вступать в переговоры с террористами по своей инициативе;

- по возможности надо выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;

- не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;

- оказать помощь сотрудникам МВД, МЧС в получении интересующей их информации.

6.7.2. Оказавшись в заложниках следует придерживаться следующих правил:

- необходимо стойко и сдержанно переносить лишения и оскорбления террористов, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе;

- не допускать действий, которые могут спровоцировать преступников к применению физической силы или оружия;

- выполнять требования преступников, не противоречить им, не допускать истерик и паники;

- спрашивать разрешение у захватчиков на совершение любых действий: сесть, встать, попить, сходить в туалет и др.;

- при ранении, постараться самостоятельно оказать себе первую доврачебную помощь;

- при наличии возможности, используя любой доступный способ связи, без риска для жизни, проявляя осторожность, попытаться сообщить о произошедшем в правоохранительные органы, подразделение безопасности или службу охраны объекта.

6.7.3. При проведении сотрудниками спецподразделений операции по освобождению заложников необходимо соблюдать следующие требования:

- лечь на пол лицом вниз, по возможности прижавшись к стене, голову закрыть руками и не двигаться;

- ни в коем случае не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять бегущего за преступника;

- если есть возможность, необходимо держаться подальше от проемов дверей и окон;

- не возмущаться, если при штурме и захвате с пострадавшим могут поначалу (до установления личности) поступить несколько некорректно, как с вероятным преступником.

Освобожденного заложника могут обыскать, заковать в наручники, связать, нанести эмоциональную или физическую травму, подвергнуть допросу. Необходимо к этому отнестись с пониманием, т.к. в подобных ситуациях такие действия штурмующих (до окончательной идентификации всех лиц и выявления истинных преступников) оправданы. Необходимо постараться фиксировать в памяти все события, которые сопровождают захват. Эта информация будет очень важна для правоохранительных органов. Главное - не паниковать, даже если бандиты перестали себя контролировать.

6.8. Демаскирующие признаки взрывных устройств в почтовых отправлениях

При внешнем осмотре поступающих писем и бандеролей необходимо обращать внимание на признаки возможного наличия внутри почтового отправления взрывного устройства или иного взрывоопасного объекта могут указывать:

- кустарный (самодельный) способ изготовления упаковки почтового отправления: нестандартная коробка, пакет или конверт, непрофессиональный способ заклейки, использование бытовых липких или электроизоляционных лент, дополнительного клея;

- необычно тяжелый вес и неравномерное заполнение внутренней полости почтового отправления;

- наличие большого числа почтовых марок, необычные надписи («лично», «вскрывать здесь» и др.), исполнение надписей адреса отправителя и получателя печатными буквами или путем наклейки вырезанных букв газетного текста;

- отсутствие обратного адреса отправителя или несовпадение с фактическим местом отправки по штемпелю почтового предприятия;

- присутствие внутри почтового отправления металлических предметов, проводов, источников тока, которые могут являться элементами конструкции взрывного устройства;

- наличие внутри почтового отправления сыпучих веществ, что обнаруживается при переворачивании объекта;

- масляные и иные пятна на поверхности, указывающие на наличие внутри веществ с соответствующими свойствами; необычный запах, исходящий от почтового отправления;

- разрывы упаковки и странные по своему назначению предметы (фольга, электрические коммутационные изделия и т.д.), выступающие в местах разрыва; а также наличие в разрывах частиц, напоминающих порох или иное взрывчатое вещество.

Действия работников и руководства (администрации) учреждения при выявлении указанных признаков аналогичны действиям при обнаружение подозрительных предметов.

6.9. Угроза в письме

Угрозы в письменной форме могут поступить как по почте, так и в различного рода анонимных материалах (записках, надписях, информации на дискете и т.д.). В этих случаях необходимо:

- после получения такого документа обращаться с ним максимально осторожно;

- постараться не оставлять на нем отпечатков своих пальцев;

- не мять документ, не делать на нем пометок;

- по возможности убрать его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку;

- если документ поступил в конверте, его вскрытие производить только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами;

- сохранять все: сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, – ничего не выбрасывать;

- не расширять круг лиц, знакомых с содержанием документа.

Все это поможет правоохранительным органам при проведении последующих криминалистических исследований.

 

 

Ещё в этом разделе