Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Солигорского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 4 г. Солигорска
Детский правовой сайт: https://mir.pravo.by/
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь: https://pravo.by/
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь:https://ncpi.gov.by/
Портал Pomogut.by: https://pomogut.by/
Проект Kids.pomogut.by: https://kids.pomogut.by/
Информационно-поисковая система "Эталон ONLINE": https://etalonline.by/
Основной государственный информационный ресурс в сфере молодежной политики "Молодежь Беларуси": https://молодежь.бел/
Глава 1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Правовая основа регулирования прав ребенка
Правовую основу регулирования прав ребенка в Республике Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь, международные договоры Республики Беларусь, настоящий Закон и иные акты законодательства Республики Беларусь, касающиеся прав и интересов ребенка.
Для целей настоящего Закона под ребенком понимается физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.
Правовое регулирование прав и обязанностей ребенка осуществляется с учетом возраста ребенка.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона
Настоящий Закон определяет принципы государственной политики в отношении ребенка, его правовой статус, обязанности юридических и физических лиц, по защите детство.
Статья 3. Органы, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона
Права ребенка и их защита обеспечиваются местными исполнительными и распорядительными органами, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей.
Государственные органы поддерживают деятельность общественных объединений и иных некоммерческих организаций, содействующих защите и реализации прав и интересов ребенка.
Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона осуществляется Министерством образования Республики Беларусь.
Статья 4. Право на жизнь
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств.
Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается.
Статья 5. Право на охрану и укрепление здоровья
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья.
Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь, предусматривающую медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую помощь, реабилитацию и санаторно-курортное лечение. Дети обеспечиваются лекарствами и медикаментозными средствами по рецептам лечащих врачей бесплатно в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.
Статья 6. Равноправие детей
Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей. Равной и всесторонней защитой государства пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.
Статья 7. Право на гражданство
Каждый ребенок имеет право на гражданство. Основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются актами законодательства Республики Беларусь, регулирующими вопросы гражданства.
Статья 8. Право на достойный уровень жизни
Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий.
Статья 9. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия
Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия.
Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера.
Лица, которым стало известно о фактах жестокого обращения, физического и (или) психического насилия в отношении ребенка, представляющих угрозу его здоровью и развитию, обязаны немедленно сообщить об этом в компетентный государственный орган.
Статья 10. Право на определение отношения к религии
Каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебных заведений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права.
В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих.
Статья 11. Право на получение, хранение и распространение информации, свободное выражение мысли
Каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребёнка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Статья 12. Право на бесплатный проезд
Дети в возрасте до семи лет имеют право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения.
Статья 13. Защита ребенком своих прав и интересов
Ребенок в возрасте четырнадцати лет и старше имеет право но получение юридической помощи для осуществления и защиты своих прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами без согласия родителей или лиц, их заменяющих.
В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, юридическая помощь оказывается ребенку коллегиями адвокатов бесплатно.
В случае нарушения прав ребенка, которые определены Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка 1989 года и иными актами законодательства Республики Беларусь, ребенок имеет право обращаться с заявлениями в органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – в суд с заявлением о защите своих прав и интересов, а также осуществлять защиту прав и интересов через своих законных представителей.
Статья 14. Обязанности ребенка
Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности белорусского народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.
Глава 2 . РЕБЕНОК И СЕМЬЯ
Статья 15. Право на проживание в семье
Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.
Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им десяти лет.
Статья 16. Права ребенка, проживающего отдельно от родителей
Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей в Республике Беларусь либо ином государстве, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое, общение не отвечает интересам ребенка.
Статья 17. Ответственность семьи за ребенка
Родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления, здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.
При помещении ребенка в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание детей в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь.
Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством, Республики Беларусь.
В случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, родители или лица, их заменяющие, несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь.
Статья 18. Право на жилище
Каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном, жилищным законодательством Республики Беларусь.
Статья 19. Право на имущество
Каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством Республики Беларусь.
Ребенок независимо от места проживания в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.
В случае признания родителей или одного из них решением суда безвестно отсутствующими ребенок имеет право на содержание за счет их имущества в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 20. Право на имя
Каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям. Изменение собственного имени осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 21. Социальная защита семьи государством
С целью полноценного содержания и воспитания ребенка в семье государство устанавливает необходимый уровень материальной поддержки в виде государственных пособий, гарантирует право на пользование детскими дошкольными учреждениями и предоставляет льготы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Глава 3 . РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
Статья 22. Приобщение к национальной и мировой культуре. Право на защиту от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка
Государство обеспечивает детям возможность приобщения к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры. С этой целью поощряется создание государственных и общественных организаций для развития способностей детей к науке и творчеству, осуществляются выпуск кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач, издание детских газет, журналов и книг, обеспечивается их доступность.
Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Порядок реализации этого права определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 23. Право на образование
Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.
Статья 24. Право на труд
Ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой.
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих, трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.
Государство поощряет организации, выделяющие рабочие места для лиц моложе восемнадцати лет.
Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости образовательной школы. Перечень таких работ определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Статья 25. Право на отдых
Каждый ребенок имеет право но отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организации, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и крепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными организациями.
Действия, направленные на ухудшение или сокращение материальной базы, обеспечивающей организацию отдыха детей, подлежат согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.
Статья 26. Право на свободу объединений
Дети имеют право объединяться в самостоятельные детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не противоречит Конституции и законодательству Республики Беларусь, не нарушает общественный порядок и безопасность государства, не наносит вреда здоровью и нравственности населения, не ущемляет прав и интересов других лиц.
Государство оказывает детским и молодежным общественным объединениям материальную и иную помощь.
Статья 27. Право на защиту чести и достоинства
Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь.
Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживается методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения справедливости и исключают унижение.
Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные и учебные функции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.
Статья 28. Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции
Каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции телефонных и иных сообщений.
Глава 4. РЕБЕНОК В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ
Статья 29. Защита прав ребенка, оставшегося без попечения родителей
Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на особую заботу со стороны государства. Органы опеки и попечительства должны принимать все необходимые меры по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, не воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку, попечительство, в приемную семью). Государство оказывает материальную поддержку таким семьям в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
При невозможности передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на усыновление (удочерение) гражданам, Республики Беларусь либо на усыновление (удочерение) его родственникам допускается его усыновление (удочерение), установление опеки (попечительства) в интересах ребенка гражданами другого государства в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В этом случае за ребенком сохраняются права на гражданство, имущество, жилье в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Не допускается получение неоправданных финансовых выгод вследствие усыновления (удочерения) или опекунства (попечительства).
В интересах ребенка оценка его здоровья, условий проживания в семье усыновителя, опекуна (попечителя) осуществляется органами опеки и попечительства строго конфиденциально.
Ребенок, достигший четырнадцати лет, имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки государства и осуществления контроля со стороны органов опеки и попечительства.
Статья 30. Содержание и воспитание детей в детских интернатных учреждениях
Ребенок, оставшийся без попечения родителей, при невозможности передать его на воспитание в семью, определяется в государственные и негосударственные детские интернатные учреждения на патронатное воспитание.
В целях полноценного физического, интеллектуального и духовного развития, подготовки к самостоятельной жизни детям - воспитанникам интернатного учреждения любого типа создаются все необходимые условия, приближенные к семейным, обеспечивается сохранение их родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций.
Пенсии, пособия, другие социальные выплаты и иные текущие поступления перечисляются на личный счет ребенка - воспитанника интернатного учреждения. Порядок распоряжения ими, а также имуществом подопечного определяется законодательством Республики Беларусь.
Работники детских интернатных учреждений, совершившие антипедагогические или аморальные действия в отношении воспитанников, подлежат увольнению из этих учреждений в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.
Защита прав и интересов выпускников детских интернатных учреждений, находившихся на полном государственном обеспечении, предоставление им во внеочередном порядке жилья, выдача установленного материального обеспечения, страхование, трудоустройство возлагаются на администрацию этих учреждений и местные исполнительные и распорядительные органы.
Статья 31. Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития
Государство гарантирует детям-инвалидам, детям с особенностями психофизического развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и их родителями учебного заведения, поручение базового и профессионального образования, трудоустройства в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества.
Статья 32. Право детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф
Детям, оказавшимся в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, аварии, катастрофы, загрязнения окружающей среды как следствие аварий на атомных электростанциях, промышленных предприятиях и др.), государство оказывает срочную безвозмездную помощь, принимает неотложные меры по отселению их из зоны опасности, заботится о воссоединении с семьей, оказывает необходимую медицинскую помощь, в том числе и в других государствах.
Статья 33. Запрещение участия детей в военных действиях
Привлечение детей к участию в военных действиях, вооруженных конфликтах, пропаганда среди детей войны и насилия, создание детских военизированных формирований запрещаются.
Призыв лиц на срочную военную службу в Вооруженные Силы и иные воинские формирования Республики Беларусь производится по достижении ими восемнадцати лет. Принятие лиц, не достигших восемнадцати лет, на военную службу в качестве курсантов военно-учебных заведений, на учебу в качестве суворовцев, воспитанников военных оркестров регулируется законодательством Республики Беларусь.
Статья 34. Права детей-беженцев
Дети-беженцы, лишившиеся жилья и личного имущества в результате военных действий, вооруженных конфликтов на национальной или иной почве, имеют праве на защиту своих интересов.
Местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения ребенка принимают меры для розыска родителей или родственников, оказывают материальную, медицинскую и иную помощь, при необходимости определяют его в лечебно-профилактическое, детское интернатное, другое учебно-воспитательное учреждение.
Статья 35. Защита прав ребенка при привлечении его к ответственности
Право на личную свободу ребенка охраняется законом. Гарантии защиты прав несовершеннолетних при привлечении их к ответственности, задержании аресте устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
Статья 36. Соблюдение прав ребенка в специальных воспитательных учреждениях
Направление ребенка в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение производится только судом на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.
Ребенок, находящийся в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении, имеет право на гуманное обращение, охрану здоровья, получение базового образования и профессиональной подготовки, свидания с родителями, родственниками и другими лицами, отпуск, переписку.
Обязательной целью содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях является перевоспитание и возвращение их к нормальным условиям жизни и труда.
Статья 37. Защита ребенка от насильственного перемещения
Государство принимает меры против незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любых целях и форме в соответствии с законодательством Республики Беларусь и нормами международного права.
Статья 38. Международные договоры
Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, предусматривающие более полную защиту прав и интересов ребенка, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 5 . МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 39. Международное сотрудничество
Государство содействует развитию международного сотрудничества государственных и негосударственных организаций, обеспечивает выполнение Международных договоров Республики Беларусь в сфере охраны прав ребенка.
Глава 6 . ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 40. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, нарушающие настоящий Закон или препятствующие его исполнению, несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.
свернутьПравонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.
Под правонарушением понимается такое неправомерное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.
Правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не подпадают под регулирующее воздействие права, пока не выразятся в определенном поведенческом акте.
Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормами права (оказать помощь, заботиться о детях и т. д.), но не совершил их.
Признаки правонарушения:
Таким образом, правонарушение — это (1) деяние, т.е. действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы, (2) которое совершается дееспособным лицом (3) по вине этого лица, т.е. по умыслу или неосторожности, которое (4) опасно для общества, поскольку наносит вред окружающим. За правонарушение предусмотрена официальная негативная санкция — наказание.
Виновное поведение человека
Вина — это психическое отношение правонарушителя к нарушенной норме права, совершенному деянию. наступившим последствиям.
В зависимости оттого, как правонарушитель относится к названным компонентам, выделяют две формы вины:
Умысел наличествует, когда лицо осознает противоправность деяния, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает противоправность деяния и наступление общественно опасных последствий, но не желает, а только сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).
Вина в форме неосторожности подразделяется на два вида:
При легкомыслии лицо предвидит возможность наступления общественно опасных последствий своего деяния, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. При небрежности лицо не предвидит возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть;
Деяние влечет меры государственного воздействия, в том числе меры юридической ответственности.
Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления.
Поскольку и преступление, и проступок — разновидности правонарушения, то их основные характеристики - противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественная направленность – совпадают. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния.
Преступление – это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.
К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.
Проступок – правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.
За проступки полагаются наказания неуголовного характера – штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.
Как правило, выделяют следующие основные виды проступков:
Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, поскольку причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу.
свернутьОсновными причинами совершения правонарушений несовершеннолетними и условиями им способствующими являются:
Внутренние причины:
Важная роль в генезисе преступного поведения принадлежит внешним условиям, облегчающим совершение преступления, а также конкретно жизненной ситуации. Последняя представляет собой совокупность обстоятельств жизни конкретного лица, способствующих возникновению у него при определенных условиях решимости совершить преступление.
Внешние причины:
Деятельность органов внутренних дел по профилактике несовершеннолетних осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 г. № 122 «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
Инспекция по делам несовершеннолетних (далее – ИДН) – одно из главных звеньев в существующей системе профилактики антиобщественных проявлений среди несовершеннолетних.
В соответствии с вышеуказанным законом деятельность ИДН по профилактике правонарушений несовершеннолетних осуществляется мерами общей и индивидуальной профилактики.
Общая профилактика правонарушений - деятельность, осуществляемая субъектами профилактики правонарушений по предотвращению и пресечению правонарушений, выявлению, анализу, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявлению, учету, правовому воспитанию граждан, склонных к противоправному поведению.
Общая профилактика правонарушений, совершаемых подростками, осуществляется в четырех основных сферах:
Участковый инспектор ИДН при проведении профилактической работы с несовершеннолетними:
Направления работы по предупреждению правонарушений учащихся включают в себя:
Работа социально-психологической службы школы: диагностическая работа с детьми девиантного и аддиктивного поведения; психолого-педагогические консультации для учащихся; работа консультационного пункта для родителей, социально-педагогическая помощь педагогам и прочее.
Функции педагога социального по предупреждению правонарушений и преступлений учащихся:
Особое значение имеет предупредительно-профилактическая деятельность, которая учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний в школе. Профилактика предусматривает как решение еще не возникших проблем, так и уже имеющихся. Учебный год социальный педагог начинает с социально-педагогической паспортизации школы. Это дает возможность определить социальные институты, сотрудничество с которыми целесообразно при организации социального воспитания, социально-педагогической помощи и поддержки учащихся и их семей.
В начале каждого учебного года в школе создаётся банк данных учащихся, находящихся в социально опасном положении, с целью последующей помощи им. Оформляются социальные паспорта каждого класса, и впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. Работниками социально-педагогической службы – тщательно планируется работа с подростками с девиантным поведением: составляется план работы Совета профилактики правонарушений, план совместной работы школы и подразделения по делам несовершеннолетних по предупреждению правонарушений среди подростков, план работы по профилактике употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних, план мероприятий по антиалкогольной, антиникотиновой пропаганде; планируются санитарно-просветительская работа.
На заседаниях Совета профилактики правонарушений регулярно заслушивают вопросы поведения и успеваемости «трудных» подростков.
В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые Месячники профилактики правонарушений. В рамках месячника профилактики правонарушений проводятся беседы для обучающихся по ПДД, о здоровом образе жизни, правовое воспитание учащихся, пропаганда правовых знаний.
Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе работают бесплатные кружки. Успешно работают спортивные секции по настольному теннису, баскетболу, предметные кружки, кружки художественной направленности.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в ее реализации. Классными руководителями ведется большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводятся лекции по воспитанию обучающихся согласно их возрастных особенностей, родительские собрания, совместные мероприятия с детьми и родителями. Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей.
свернутьС 1 марта 2021 года в силу вступил новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), которым существенно изменилась ответственность ответственность для несовершеннолетних и их родителей.
Так, общий возраст привлечения к административной ответственности – 16 лет. Но за мелкое хулиганство, оскорбление, повреждение чужого имущества и другие правонарушения, перечисленные в ст. 4.2 КоАП несовершеннолетний может быть привлечен к ответственности с 14 лет.
Статья 4.2. Возраст, с которого наступает административная ответственность
1) умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (статья 10.1);
2) оскорбление (статья 10.2);
3) мелкое хищение (статья 11.1);
4) умышленные уничтожение либо повреждение чужого имущества (статья 11.3);
5) жестокое обращение с животным или избавление от животного (статья 16.29);
6) мелкое хулиганство (статья 19.1).
Статья 5.1. Профилактические меры воздействия
1) устное замечание;
2) предупреждение;
3) меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних).
Статья 9.1. Административная ответственность несовершеннолетних
Административная ответственность несовершеннолетних в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершивших административные правонарушения, а также несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, совершивших административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, наступает в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Статья 9.2. Особенности наложения административного взыскания на несовершеннолетнего
1) в отношении него не могут применяться общественные работы, административный арест;
2) размер налагаемого на него штрафа не может превышать двух базовых величин, а в случае наложения на него штрафа в соответствии с санкцией, предусмотренной для индивидуального предпринимателя, – четырех базовых величин (независимо от размера штрафа, предусмотренного в санкции). В случае, если санкция предусматривает административное взыскание только в виде штрафа, а у несовершеннолетнего отсутствуют заработок, стипендия или иной доход, к нему применяются меры воспитательного воздействия;
3) лишение права заниматься определенной деятельностью может налагаться на срок не более одного года.
1) условия его жизни и воспитания;
2) уровень его интеллектуального, волевого и психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего;
3) влияние на его поведение родителей или лиц, их заменяющих, а также близких родственников, членов семьи и иных старших по возрасту лиц;
4) характеристика по месту его учебы и (или) работы (при ее наличии).
Статья 9.3. Особенности освобождения несовершеннолетних от административной ответственности
Статья 9.4. Меры воспитательного воздействия
1) разъяснение законодательства;
2) возложение обязанности принести извинения потерпевшему;
3) возложение обязанности загладить причиненный вред;
4) ограничение досуга.
Статья 9.5. Содержание мер воспитательного воздействия
1) запрет посещения несовершеннолетним определенных мест пребывания, использования отдельных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством;
2) ограничения пребывания несовершеннолетнего вне места жительства или места пребывания в определенное время суток;
3) возложение обязанности являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего.
Статья 9.6. Срок, по истечении которого несовершеннолетний считается не подвергавшимся административному взысканию
Лицо, совершившее административное правонарушение, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет считается не подвергавшимся административному взысканию:
со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение административного проступка;
по истечении двух месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение значительного административного правонарушения;
по истечении шести месяцев со дня исполнения постановления о наложении административного взыскания за совершение грубого административного правонарушения;
по истечении сроков давности исполнения постановления о наложении административного взыскания в случаях, предусмотренных частью 1 и частью 2 (при назначении административного взыскания в виде депортации) статьи 14.5 ПИКоАП;
со дня прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания по основаниям, предусмотренным статьей 14.3 ПИКоАП;
со дня освобождения от исполнения административного взыскания в случае, предусмотренном статьей 8.7 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 24.23 КоАП на несовершеннолетних, нарушивших установленный порядок проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, может быть наложен штраф в размере до 100 базовых величин.
За повторное такое правонарушение санкция ч.3 ст. 24.23 КоАП предусматривает ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 200 базовых величин.
Ребенка до 14 лет к административной ответственности привлечь не могут. Однако за совершенные им правонарушения несут ответственность их родители, на которых могут наложить штраф в размере до 10 базовых величин.
Статья 10.3. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей
влечет наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
влечет наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
Кроме того статьей 19.4 КоАП предусмотрена ответственность для совершеннолетних лиц за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.
Статья 19.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение
Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, а также иное вовлечение лицом, достигшим возраста восемнадцати лет, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, а равно вовлечение несовершеннолетнего в участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, ином массовом мероприятии, проводимых с нарушением установленного порядка, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин.
За данное правонарушение на совершеннолетнее лицо может быть наложен штраф в размере от 5 до 30 базовых величин.
В случае совершения несовершеннолетним правонарушения либо деяния, содержащего признаки административного правонарушения, но не достигшим возраста административной ответственности, с ним и его родителями согласно Закону Республики Беларусь от 31 мая 2003 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" будет проводиться индивидуальная профилактическая работа.
свернутьУголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
Права и ответственность несовершеннолетнего при совершении преступления, записаны в Уголовном Кодексе Республики Беларусь.
РОЖДЕНИЕ
К уголовной ответственности несовершеннолетнего привлечь нельзя. За совершение преступлений, записанных в Уголовном кодексе, в малолетнем возрасте (до достижения 14 лет) ответственность несут законные представители ребенка. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, принятом в 2003 году, данная ответственность выражается в виде вынесения предупреждения или штрафа в размере до 10 базовых величин (статья 10.3 Кодекса об административных правонарушениях).
11 ЛЕТ
За совершение преступлений, которые предусмотрены Уголовным кодексом, до достижения возраста с которого наступает уголовная ответственность, несовершеннолетний может быть направлен по решению суда в специальное учебно- или лечебно-воспитательное учреждение на срок не более 2 лет.
Уголовно-процессуальные права, ответственность и обязанности несовершеннолетних и других участников уголовного процесса расписан в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь, который принят в 1999 году.
РОЖДЕНИЕ
1. Если ребенка признали потерпевшим или свидетелем преступления, то:
- орган, который ведет уголовное дело, должен обеспечить участие в деле его законных представителей (часть первая статьи 221 Уголовно-процессуального кодекса);
- при проведении допроса должен присутствовать педагог или психолог и по усмотрению следователя, законные представители (статья 221 Уголовно-процессуального кодекса);
- он не предупреждается об ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний и не несет ответственности за дачу заведомо ложных показаний (до достижения 16 лет), ему лишь указывается на необходимость говорить правду (статья 27 Уголовно-процессуального кодекса и часть вторая статьи 402 Уголовно-процессуального кодекса);
- он не подписывает протокол и показания ему не оглашаются. Правильность показаний удостоверяется лицами, присутствовавшими при допросе.
2. Ни при каких случаях ребенок не может быть признан подозреваемым или обвиняемым в совершении уголовного преступления.
14 ЛЕТ
1. Если несовершеннолетнего признали потерпевшим или свидетелем преступления, то на его допрос по усмотрению следователя (дознавателя) приглашаются педагог или психолог (до достижения подростком 16 лет) и законные представители.
2. Если несовершеннолетнего признали подозреваемым или обвиняют в совершении преступления, то:
2.1. Как подозреваемого его нельзя удерживать свыше 72 часов без предъявления обвинения;
2.2. К участию в уголовном деле ОБЯЗАТЕЛЬНО допускаются:
- законные представители подростка (статья 436 Уголовно-процессуального кодекса);
- педагог или психолог (часть первая статьи 435 Уголовно-процессуального кодекса), которые будут принимать участие в деле после достижения ребенком 18 лет. При этом показания обвиняемого или подозреваемого подростка, данные в отсутствие названных специалистов, должны рассматриваться как полученные с грубым нарушением закона и не могут использоваться в качестве доказательств по делу;
- защитник, которым может быть адвокат, близкие родственники или законные представители.
2.3 Законные представители подростка имеют ПРАВО:
- знать сущность подозрения, обвинения, содержание предъявленного иска;
- давать пояснения;
- представлять доказательства;
- знакомиться с протоколами следственных и других процессуальных действий, делать замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколах;
- знакомиться с протоколом судебного заседания и приносить в суд свои замечания и пр. (статья 57 Уголовно-процессуального кодекса).
2.4. Допрос подростка не должен продолжаться более 2-х часов подряд, после чего делается перерыв на один час для приема пищи. На протяжении дня продолжительность допроса не должна превышать 4-х часов (статья 434 Уголовно-процессуального кодекса).
2.5. К подростку могут быть применены следующие меры ПРЕСЕЧЕНИЯ:
- отдача до суда под надзор родителей или попечителей, если есть уверенность, что на свободе:
а) несовершеннолетний не скроется от органов уголовного преследования и суда;
б) не будет заниматься преступной деятельностью;
в) лица, на попечение которым несовершеннолетнего отдали, не будут препятствовать расследованию и рассмотрению дела;
- заключение под стражу или домашний арест в случаях совершения менее тяжкого, тяжкого или особо тяжкого преступления. Перед тем, как дать санкцию на заключение под стражу прокурор должен лично допросить несовершеннолетнего (часть третья статьи 126 Уголовно-процессуального кодекса).
3. Несовершеннолетний имеет ПРАВО в случае задержания или заключения под стражу:
- сообщить родителям или другим законным представителям о своем положении;
- получить до начала первого допроса бесплатную юридическую консультацию адвоката.
4. Несовершеннолетний не может отказаться от адвоката (часть третья статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса).
16 ЛЕТ
Если несовершеннолетнего признали свидетелем преступления, то он
- несет ответственность за дачу заведомо ложных показаний; и
- отказ от дачи показаний;
- имеет право не давать показаний против самого себя, членов своей семьи и близких родственников (статья 27 Конституции Республики Беларусь).
18 ЛЕТ
При достижении несовершеннолетним 18 лет он приобретает все права, ответственность и обязанности взрослого человека.
Если несовершеннолетний привлекался к уголовной или административной ответственности – это является основанием для постановки его на профилактический учет в инспекции по делам несовершеннолетних.
Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих несовершеннолетних:
- безнадзорных (ребенка, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей);
- беспризорных (тот же безнадзорный, но не имеющий места жительства или места пребывания);
- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
- содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, социально-педагогических учреждениях;
- потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
- привлеченных к административной ответственности;
- совершивших деяния, содержащие признаки административных правонарушений, но не достигших ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность;
- в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний либо о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное дело частного обвинения;
- подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
- освобожденных от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования;
- освобожденных от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей, опекунов или попечителей;
- осужденных с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденных от наказания;
- осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера;
- осужденных с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы;
- освобожденных из воспитательных колоний, арестных домов;
- содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях;
- вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.
О ПРОВЕДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Индивидуальная реабилитационная программа – документ, определяющий комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации несовершеннолетнего, индикаторы и показатели эффективности, а также ответственных за ее проведение исполнителей.
Порядок проведения комплексной реабилитации несовершеннолетних:
- в отношении которых комиссиями по делам несовершеннолетних райисполкома, горисполкома, администрации района в городе повторно в течение одного года рассматриваются материалы по фактам потребления ими наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива;
- содержащихся в специальных лечебно-воспитательных учреждениях;
- вернувшихся из специальных лечебно-воспитательных учреждений.
То обстоятельство, что несовершеннолетний состоял на учете в ИДН и у врача-нарколога, может в дальнейшем стать препятствием при поступлении в учебные заведения, в получении престижных специальностей, при получении водительских прав. Необдуманные поступки подростков, а также недостаточный контроль за детьми со стороны родителей могут испортить несовершеннолетнему всю дальнейшую жизнь.
свернутьСтатья 328. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов
1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов –
наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов –
наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом или без штрафа.
3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные настоящей статьей, статьями 327, 329 или 331 настоящего Кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств, психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей, лечебно-трудовом профилактории, в месте проведения массового мероприятия либо заведомо несовершеннолетнему –
наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.
4. Действия, предусмотренные частями 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо сопряженные с изготовлением или переработкой наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с использованием лабораторной посуды или лабораторного оборудования, предназначенных для химического синтеза, –
наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет со штрафом или без штрафа.
5. Действия, предусмотренные частями 2–4 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека в результате потребления им наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, –
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати пяти лет со штрафом или без штрафа.
Примечание. Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги и активно способствовавшее выявлению или пресечению преступления, связанного с незаконным оборотом этих средств, веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление.
Источник: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=Hk9900275 – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Статья 13.30. Нарушение порядка оборота семян мака
1. Хранение, перемещение по территории Республики Беларусь физическим лицом более двух килограммов семян мака, не расфасованных в специальную упаковку, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности –
влекут наложение штрафа в размере от пятидесяти до семидесяти базовых величин с конфискацией семян мака, превышающих количество, хранение, перемещение которого допускается, независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также транспортных средств, использованных для перемещения семян мака (кроме транспортных средств общего пользования), независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации таких транспортных средств.
2. Совершение физическим лицом любой сделки с семенами мака, не расфасованными в специальную упаковку, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности –
влечет наложение штрафа в размере от семидесяти до девяноста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится.
3. Хранение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом семян мака, не расфасованных в специальную упаковку, в случаях, когда такое хранение запрещено законодательными актами, –
влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от ста пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, а на юридическое лицо – от двухсот до двухсот пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится.
4. Розничная торговля индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом семенами мака, не расфасованными в специальную упаковку, либо в местах и формах, в которых в соответствии с законодательными актами такая торговля запрещена, –
влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от ста пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, а на юридическое лицо – от двухсот до двухсот пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится.
5. Перемещение по территории Республики Беларусь индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом семян мака без заключения договора купли-продажи (поставки) с уполномоченной организацией в случаях, когда такое перемещение запрещено законодательными актами, –
влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, а также транспортных средств, использованных для перемещения семян мака (кроме транспортных средств общего пользования), независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации таких транспортных средств, а на юридическое лицо – от двухсот до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, а также транспортных средств, использованных для перемещения семян мака (кроме транспортных средств общего пользования), независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации таких транспортных средств.
6. Оптовая реализация индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом семян мака неуполномоченной организации, а равно приобретение на территории Республики Беларусь индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом семян мака не у уполномоченной организации –
влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, а на юридическое лицо – от двухсот до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится.
7. Деяния, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится, а на юридическое лицо – от пятисот до восьмисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности он находится.
Примечание. Термин «специальная упаковка», применяемый в настоящей статье, имеет значение, определенное законодательством о государственном регулировании оборота семян мака.
Источник: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=HK2100091 – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь