Из истории

2.1

Важнейшими предпосылками создания библиотек явилось возникновение письменности, распространение рукописных книг.

Первой из известных нам библиотек на территории западных земель Руси была библиотека Полоцкого Софийского собора. Часть книг данной библиотеки сохранилась и до наших дней. Ефросинья Полоцкая организовала переписку книг в, основанном ею в середине ХІІ века, Спасском монастыре. При монастыре существовала школа, которая готовила монахинь для переписки книг. Книги же хранились в монастырской библиотеке.

В XI-XII вв. библиотеки существовали в Турово-Пинском княжестве, а также в Минском и Гродненском. Небольшая библиотека была при Преображенской церкви в Турове. В ней, например, хранилось Туровское Евангелие XI в.

В XIV-XVI веках книжная письменность Беларуси характеризовалась высоким для того времени уровнем развития. Это не могло не отразиться на развитии библиотек.

Книгоиздательская деятельность Ф.Скорины знаменовала собой начало нового этапа в культурной жизни белорусского народа. Он перевел на родной язык Псалтырь, Библию и издал их в Праге в 1517–1519 гг. В 1562 г. Сымон Будный основал типографию в Несвиже.

Реформа школьного образования, проведённая в 40-х годах XVIII в. по инициативе польского просветителя С. Канарского, способствовала созданию библиотек. Так образовательной комиссией на территории Беларуси было открыто 20 школ с небольшими библиотеками, что сыграло положительную роль в распространении знаний, так как пользоваться ими смогли не только преподаватели и ученики, но и жители прилегавших территорий.

Существенное влияние на развитие библиотечного дела Беларуси оказало её присоединение к России в результате трёх разделов Речи Посполитой (1772–1795). Открываются новые школы, создаются народные училища с библиотеками, которые содержатся на средства приказов общественного попечительства. 

В 1840 г. в Могилёвской губернии появилась первая на Беларуси сельскохозяйственная библиотека.  Это была библиотека Горы-Горецкой земледельческой школы, впоследствии преобразованной в институт.

В начале 1870-х годов в Минске, Могилеве, Пинске, Витебске, Новогрудке, Волковыске, Ошмянах появляются общественные библиотеки, открытые на средства местной интеллигенции и городского самоуправления. Организуются коммерческие библиотеки и кабинеты для чтения. Функционируют библиотеки для народного чтения как особые отделы при школах. Большой популярностью у населения пользовались народные библиотеки, созданные на пожертвования известного книгоиздателя Флорентия Павленкова.

Накануне Октябрьской революции на Беларуси насчитывалось 851 библиотек с книжным фондом в 423 тыс. томов.

События Первой мировой войны, Октябрьской революции, Гражданской войны не способствовали сохранению и развитию библиотек. Территория Беларуси стала ареной военных действий, подверглась оккупации. Попытки органов советской власти за счет национализированных книжных богатств пополнить возобновившие свою работу библиотеки и создавать новые, преодолеть стихийность в развитии библиотек и централизованно регулировать распределение литературы были малоэффективны. Основной упор делается на развитии сети общедоступных массовых библиотек, особенно на селе, а главной функцией библиотеки становится пропаганда коммунистической идеологии.

Первые послевоенные годы прошли под знаком отыскивания и возвращения в библиотечные фонды книг, разграбленных и вывезенных фашистами с территории Беларуси, а также сбора книг среди населения с целью пополнения библиотечных фондов.

В 50-е годы ставится вопрос о повсеместном управлении чтением крестьян, рабочих и служащих. В целях широкой пропаганды книг и управления чтением библиотеки стали регулярно проводить читательские конференции. При библиотеках организуются группы читателей, которые организуют чтение новых книг вслух в бригадах, на животноводческих фермах.

Объявление независимости Республики Беларусь стало способствовать возрождению национальной культуры: многие библиотеки почувствовали потребность работать на родном языке, появились новые формы обслуживания пользователей, которые связаны с социальными технологиями и историческими традициями народа.