МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Об организации деятельности знаменных групп в учреждениях общего среднего образования»
Общие положения
Целенаправленное, систематическое использование символов, атрибутов, ритуалов открывает большие возможности для повышения эффективности военно-патриотического воспитания в учреждениях общего среднего образования (далее — УОСО). Государственный флаг Республики Беларусь (далее — Флаг) выносится при проведении торжественных мероприятий членами знаменной (церемониальной) группы на линейках, торжественных собраниях, праздниках и других церемониях. Знаменная группа может иметь основной и запасной составы, количество ее участников, задействованных при проведении торжественного мероприятия, зависит от места проведения, масштаба проводимого мероприятия, контингента учащихся. Численный состав знаменной группы (основной состав) может колебаться от 1 учащегося (знаменосец) до 4 человек (руководитель группы, знаменосец и 2 ассистента). Знаменная группа имеет свою экипировку: военная форма (парадная форма одежды) при наличии права ее ношения или одежда делового стиля черно-белого цвета; знаменная лента при наличии права ее ношения (одевается через правое плечо к левому боку); белые перчатки. 29 Используемый знаменный группой Флаг должен соответствовать требованиям, представленным в Законе Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь». Справочно Государственный флаг Республики Беларусь крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет. Отношение ширины Государственного флага Республики Беларусь к длине древка — 1 : 3. При проведении церемоний и других торжественных мероприятий на верхнем конце древка Государственного флага Республики Беларусь закрепляется навершие ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичным ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Навершия изготавливаются из металла желтого цвета.
Отбор учащихся в состав знаменной группы
Члены знаменной группы выбираются из числа учащихся II (8—9 классы) и III ступеней общего среднего образования, являющихся членами актива ученического самоуправления, первичной организации ОО «БРСМ», спортивных команд, победителей и участников конкурсов, фестивалей, олимпиад, показавших высокий уровень подготовки в отдельных предметных областях, особые успехи в научно-исследовательской, творческой, интеллектуальной и другой деятельности, не имеющих нарушений правил внутреннего распорядка, преступлений и правонарушений. Выборы могут быть организованы на конкурсной основе. При выборе членов знаменной группы также учитываются особенности физического развития учащихся (конституция, рост, группа здоровья). При необходимости следует организовать проведение родительского собрания (групповой беседы) с родителями учащихся, отобранных в знаменные группы, в ходе которого разъясняются цель и задачи знаменной группы, требования, предъявляемые к учащимся, необходимость практической и теоретической подготовки, осуществляется знакомство с руководителем соответствующей группы.
Состав знаменной группы и порядок ее подготовки утверждается приказом директора УОСО (состав знаменной группы утверждается после рассмотрения кандидатур на заседании педагогического совета с учетом мнения учащихся (согласование органа ученического самоуправления, Совета первичной организации ОО «БРСМ»)). Руководителем знаменной группы может быть назначен педагогический работник (руководитель ВПВ, педагог-организатор и другие) или учащийся, обладающие соответствующим опытом, физическими и морально-психологическими качествами. Ответственным за подготовку знаменной группы назначается руководитель ВПВ (при его отсутствии — педагог учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка», руководитель физической культуры и спорта, другой педагог, имеющий соответствующий опыт). 30 Члены знаменной группы обязаны: знать историю Государственного герба, флага, гимна Республики Беларусь; воспитывать личным примером уважение к Государственному флагу Республики Беларусь; соблюдать правила обращения с Государственным флагом, стремиться каждый связанный с ним ритуал сделать содержательным и выразительным; овладевать строевыми приемами, техникой и методикой проведения церемоний вноса и выноса Государственного флага; быть примерным, дисциплинированным учащимся, иметь опрятный внешний вид.
Организация занятий по строевой подготовке
В ходе теоретической и практической подготовки учащихся — участников знаменной группы необходимо формировать уважительное отношение к Государственному флагу, учить грамотному обращению с ним. Практическую подготовку знаменосцев и ассистентов целесообразно начинать с отработки элементов одиночной строевой подготовки. Важно постоянно совершенствовать строевые умения знаменной группы, стремясь к точности, четкости, синхронности и красоте движений. Строевая подготовка помогает вырабатывать выносливость, ответственность, правильную осанку, умение держать себя на публике, слаженно работать в команде.
Обучение знаменных групп по строевой подготовке и выполнению ритуальных действий должно составлять не менее 20—22 часов за учебный год, проведение занятий по изучению теоретического материала должно составлять 5—6 часов (включая просмотр видеоматериалов).
В ходе организации строевой подготовки осуществляется отработка выполнения в составе знаменных групп следующих ритуальных действий:
внос и вынос Флага фронтом и колонной церемониальным шагом; расположение знаменосца и ассистентов у Флага в положении «смирно»; смена знаменных групп (с передачей Флага): смена спереди, смена сзади, смешанная смена; движение знаменной группы в походном строю; преклонение Флага (минута молчания) и другое. Каждое занятие по строевой подготовке для знаменной группы должно состоять из трех частей: вводной части, в течение которой проводится осмотр внешнего вида и выход к месту занятий на строевой плац (площадку), объявляется тема, цель занятия и учебные вопросы; основной части, включающей изучение и отработку новых приемов по разделениям и в целом под команду руководителя; заключительной части, в которой рекомендуется провести разбор и дать оценку действиям учащихся, отметить их достижения и дать задание для самостоятельной подготовки. 31 Руководитель занятия объявляет тему, цель занятий и учебные вопросы, после чего начинает занятие с повторения изученного накануне приема. Затем приступает к изучению и тренировке нового приема.
Руководитель занятия сначала показывает выполнение строевого приема в целом, а затем по элементам. Показ по элементам производится в медленном темпе, а потом в обычном.
Методика обучения строевым приемам
Обучение строевым приемам необходимо проводить в определенной последовательности:
ознакомление с приемом;
разучивание приема;
тренировка.
Ознакомление с приемом должно дать учащимся правильное представление о нем. Для этого необходимо: назвать прием или действие и указать, где и для какой цели они применяются; подать команду, по которой выполняется прием; показать выполнение приема в целом, а затем в медленном темпе и по разделениям с кратким пояснением порядка его выполнения.
Разучивание приема проводится с целью правильного его выполнения учащимися. В зависимости от сложности строевого приема разучивание его может проводиться: в целом, если прием несложный; по разделениям, если прием сложный; с помощью подготовительных упражнений, если прием сложный и отдельные его элементы трудно усваиваются. Разучивание строевого приема или действия (его части) начинается с ознакомления. Для этого руководитель занятия образцово показывает учащимся порядок выполнения приема или действия в целом, а затем по частям (по разделениям), попутно объясняя действия.
Показ необходимо сопровождать кратким объяснением. Объяснение позволяет раскрыть такие стороны изучаемых строевых приемов или действий, которые не дают полного представления путем наблюдения. Объяснение должно быть кратким и доходчивым. Оно ориентирует учащихся на то, что будет показано, или на то, от чего зависит правильность выполнения строевого приема или действия. В результате этого восприятие показанных приемов и действий становится более целенаправленным, учащиеся четко представляют, что от них требуется для успешного овладения изучаемыми приемами или действиями.
После ознакомления со строевым приемом или действием процесс формирования навыка как целостного действия включает три взаимосвязанных этапа: деление приема или действия (сложного) на части (элементарные действия) и выполнение каждого элементарного действия в отдельности; 32 последовательное объединение отдельных элементарных действий в группы, а затем — в одно целое; выработка автоматизма действий, который приобретается благодаря многократным повторениям (тренировкам), подчиненным задаче быстрого и правильного выполнения приема или действия. Тренировка в выполнении приема заключается в многократном его повторении до выработки у учащихся прочных навыков. Тренировка проводится вначале в медленном темпе, а затем в обычном. Ошибки, допускаемые отдельными учащимися, исправляются попутно во время тренировки. Строевые приемы и упражнения В ходе строевой подготовки осуществляется отработка основных приемов и упражнений. Строевая стойка является основой правильного выполнения всех строевых приемов. Повороты на месте. После отработки строевой стойки начинается обучение поворотам на месте, так как только на ее основе можно правильно освоить эти приемы. Следует придерживаться и последовательности отработки — поворот направо, налево и кругом, а затем повороты вполоборота направо и налево. Строевой шаг. Разучивание строевого шага как наиболее сложного приема, исполнение которого требует от учащихся особой собранности, подтянутости, четкости, согласованного движения рук и ног, целесообразно проводить по частям с помощью подготовительных упражнений. После отработки упражнения руководитель занятия приступает к обучению движению строевым шагом с темпом 60—70 шагов в минуту с последующим наращиванием темпа движения до 110—120 шагов в минуту. Поворот кругом в движении. Приступая к изучению поворота кругом в движении, руководитель занятия обращает особое внимание на то, что поворот в движении кругом, в отличие от поворотов направо и налево, осуществляется на носках обеих ног и движение после поворота начинается с левой ноги в тот момент, когда ноги находятся на носках. Выход из строя, возвращение в строй. Обучение выходу из строя по команде и возвращению в строй руководитель занятия начинает из развернутого одношереножного, а потом из двухшереножного строя.
Действия знаменной группы при вносе и выносе Государственного флага
Действия знаменной группы при вносе и выносе Государственного флага осуществляются в соответствии со следующими требованиями. В строю, стоя на месте, знаменосец держит Флаг у ноги свободно опущенной правой рукой. Нижний конец древка должен находиться у середины ступни правой ноги. Ассистенты стоят по сторонам (слева, справа, спереди, сзади от знаменосца, в зависимости от варианта выноса Флага), 33 дистанция между членами знаменной группы — вытянутая рука, руки опущены вдоль туловища, пальцы рук полусогнуты.
Внос Флага. Знаменосец стоит с Флагом на исходной позиции — сзади левого фланга линейки или за пределами зала, площадки. Для движения по предварительной команде «Шагом — МАРШ» знаменщик переносит Флаг на левое плечо и держит его левой рукой, вытянутой по древку, а правую руку опускает. Все команды произносятся негромко, четко.
Во время выноса Флага и при движении перед строем в торжественных случаях впереди колонны на параде знаменосец слегка наклоняет Флаг влево и чуть вперед, держит древко знамени двумя руками: левой согнутой и правой вытянутой руками. Локоть левой руки приподнят до уровня плеча, на уровне груди. Угол руки в локте и угол между левой рукой и туловищем равен 90°, правая рука почти прижата к бедру. Такое положение Флага при выносе в торжественных случаях наиболее выразительно и удобно, при этом нижний конец древка должен находиться на высоте 50—60 см от земли. Движение с Флагом начинается по команде руководителя «Знаменщик, за мной шагом — МАРШ». По этой команде знаменщик и ассистенты начинают движение. Когда знаменная группа с Флагом приблизится на 40—50 шагов к месту построения, руководитель мероприятия командует: «Под Государственный флаг Республики Беларусь — СМИРНО», если учащиеся и педагоги расположены «в линию», дополнительно дается команда: «Равнение на ПРАВО (на-ЛЕВО)». По этой команде все поворачивают голову в сторону Государственного флага Республики Беларусь и провожают его взглядом, поворачивая вслед за ним голову. Когда знаменная группа занимает заранее определенное место, руководитель мероприятия подает знак для остановки фонограммы (оркестру (барабанщикам) — для прекращения игры) и командует: «ВОЛЬНО». Знаменосец и ассистенты должны четко знать маршрут движения, идти в ногу строевым шагом, не спешить. Ассистенты с момента команды «Шагом — МАРШ» и до команды «ВОЛЬНО» принимают положение «смирно», в том числе и при движении. Флаг проносится вдоль линейки (строя) слева направо по отношению к строю и останавливается перед строем на правом фланге (слева от ведущих). Знаменная группа во время выноса Флага может идти: развернутым строем (знаменная группа в одной линии, слева знаменосец). На больших торжественных мероприятиях при прохождении знаменосец с ассистентами идут рядом, фронтом в три человека. Это основной строевой прием; «треугольником» (ассистенты на шаг позади знаменосца). Прием используется в случаях, если знаменной группе необходимо вынести Флаг в узком месте. Ассистенты следуют на шаг позади, образуя вместе с идущим впереди знаменосцем треугольник; 34 в колонну (двигаются колонной по одному) — впереди первый ассистент, за ним в затылок знаменосец, позади еще один ассистент.
Вынос Флага. Для выноса Государственного флага Республики Беларусь (Знамени) руководитель мероприятия командует: «Под Государственный флаг Республики Беларусь — СМИРНО», если учащиеся и педагоги расположены «в линию», дополнительно дается команда: «Равнение на ПРАВО (на-ЛЕВО)». Когда знаменщики удалятся на 40—50 шагов, руководитель мероприятия подает знак для остановки фонограммы (оркестру (барабанщикам) — для прекращения игры) и командует: «ВОЛЬНО».
Заключительные положения
Информацию о составе знаменных групп целесообразно размещать в информационном пространстве УОСО (информационные стенды, сайт). При подготовке фото- и видеоотчетов о проведении торжественных мероприятий особое внимание должно быть уделено представлению торжественных церемоний вноса и выноса Флага (торжественный характер церемониала, четкость и красота движений).
Государственный флаг Республики Беларусь, используемый знаменной группой, хранится в УОСО в специально отведенном месте (школьный музей, учительская). Место хранения Флага и ответственный за хранение определяется локальным нормативным актом учреждения образования. С целью обеспечения высокого уровня теоретической и практической подготовки на уровне района (города) целесообразно организовать проведение Школы знаменных групп (заседания (занятия), в том числе на базе воинских подразделений, ресурсных центров — не менее двух раз в год) и Смотра знаменных групп учреждений общего среднего образования (один раз в год).