Учитель II квалификационной категории
- Знание теоретических и практических основ предмета.
- Знание и выполнение нормативных правовых актов и инструктивно-методических материалов.
- Достаточный уровень обученности, воспитанности учащихся.
- Знание теории педагогики и возрастной психологии школьника.
5.Владение способами индивидуализации обучения, т.е. учёт индивидуальных особенностей развития учащихся.
- Умение активизировать познавательную деятельность учащихся.
7.Участие в школьных, районных семинарах, смотрах, конкурсах, выставках, конференциях.
- Участие в подготовке и проведении педагогических, методических советов, методических объединениях.
- Достаточная степень сформированности у педагога умений анализировать собственную деятельность, осуществлять её корректировку.
- Способность усваивать, внедрять новые педагогические приёмы в преподавании своего предмета.
- Наличие педагогического такта, готовность к сотрудничеству с коллегами.
- Предоставление своих работ на школьном, районном уровне.
Учитель І квалификационной категории
- Наличие глубоких разносторонних знаний по предмету и смежным дисциплинам.
- Высокая степень сформированности у педагогов умений анализировать собственную профессиональную деятельность, осуществлять её корректировку.
- Знание и выполнение нормативных правовых актов и инструктивно-методических материалов. Знание современных психолого-педагогических концепций обучения и воспитания.
- Высокая способность усваивать, внедрять, моделировать новые приёмы в преподавании своего предмета.
- Создание условий для развития талантов, умственных и физических способностей учащихся.
- Высокий уровень обученности, воспитанности учащихся.
- Умение обобщать свой опыт на высоком уровне, передавать этот опыт другим.
- Участие в олимпиадном движении. Призовые места в школе, районе, области.
- Участие в районных, областных, республиканских семинарах, конкурсах, выставках, конференциях.
- Руководство школьными МО, творческими и проблемными группами.
- Представление своих работ на районном уровне.
Требования к профессиональной деятельности претендента на высшую квалификационную категорию
1.Имеет высокий уровень научно-теоретической подготовки, который предполагает широкий кругозор в области теоретических основ и тенденций развития современной педагогики и психологии, методики обучения и воспитания, эффективного педагогического опыта;
- Владеет системой современных педагогических методов и технологий для повышения качества образования, использует современные подходы в практике обучения и воспитания;
3.Владеет методами рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности;
4.Создает методический продукт собственной профессиональной деятельности (проекты, программы, технологические модели, методики, инструкции и др.);
- Владеет современными педагогическими технологиями;
6.Проектирует фрагменты педагогической деятельности на основе анализа результатов обучения и воспитания, анализа собственного или другого опыта профессиональной деятельности;
7.Создает программы развития способностей обучающихся и условия для их личностного роста;
8.Использует новейшие средства и эффективные формы организации образовательного процесса.
Планируя проходить аттестацию, педагог должен предоставить в аттестационную комиссию следующие документы:
ЗАЯВЛЕНИЕ (по установленной форме).
СПРАВКИ О СДАЧЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА (оригинал для педагогов, аттестующихся на высшую квалификационную категорию).
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
МАТЕРИАЛЫ О ПРОВЕДЕННЫХ ОТКРЫТЫХ УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ (рабочие и открытые уроки посещает администрация и члены аттестационной комиссии).
САМОАНАЛИЗ УРОКА (открытого или рабочего, который посещала администрация или члены аттестационной комиссии.)
САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (готовит аттестуемый работник).
КОПИИ:
-удостоверения о повышении квалификации за последние пять лет (базовые курсы, целевые, проблемные и др.)
-диплома, если высшее учебное заведение окончено с отличием (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).
-документа о присвоении академической степени магистра (претендентам на вторую категорию со стажем работы один год).
Вся процедура подготовки к аттестации должна быть завершена за неделю до аттестационного собеседования.
Материалы к аттестационному собеседованию должны быть предоставлены в аттестационную комиссию за неделю до аттестационного собеседования.
Педагогическому работнику к аттестационному собеседованию подготовить краткую информацию о профессиональной деятельности и направлениях работы в перспективе.
Собрав пакет документов, педагог подаёт их в аттестационную комиссию, которая на своём заседании принимает решение о том, допустить его к аттестации или отказать в допуске.
После принятия аттестационной комиссией решения о допуске педагога к аттестации составляется график аттестации (он согласуется с профсоюзным комитетом школы), и с этим графиком под подпись знакомят каждого из аттестуемых педагогов.
Порядок проведения аттестации учителя на категорию
Аттестационная комиссия в соответствии с графиком аттестации:
посещает уроки, факультативные занят, внеклассные мероприятия по предмету, воспитательные мероприятия аттестуемого, анализирует их и делает выводы об уровне научно-теоретической подготовки учителя;
анализирует результаты контрольных срезов (результаты анкетирования и другую аналитическую информацию), проведенных в классах, где работает аттестуемый, и делает вывод об уровне знаний, умений и навыков учащихся;
анализирует деятельность аттестуемого по совершенствованию своего педагогического мастерства, повышению профессионального уровня (курсы, методическая, инновационная деятельность, самообразование);
проводит предварительную беседу по вопросам подготовленности аттестуемого к аттестации.
проводит аттестационную беседу, где сопоставляются оценочные мнения администрации, членов комиссии и аттестуемого, делаются выводы об эффективности результатов его педагогической деятельности, морально-личностных качеств педагога, обсуждаются перспективы профессионального роста и повышения квалификации.
В рамках аттестации учитель должен:
провести открытые уроки, факультативное занятие, внеклассное мероприятие по предмету либо воспитательное мероприятие;
представить аттестационной комиссии результаты контрольных срезов и другую отчетную документацию по преподаваемому предмету;
на вторую категорию – представить к аттестационной беседе отчёт по теме самообразования;
на первую категорию – представить к аттестационной беседе описание опыта педагогической деятельности;
на высшую категорию – сдать квалификационный экзамен в ГрОИРО, получив направление аттестационной комиссии. Представить аттестационной комиссии свой обобщенный и наглядно оформленный опыт работы.
За неделю до аттестационного собеседования с характеристикой знакомится под роспись аттестуемый педагог. И конечный пункт аттестации – аттестационное собеседование, на котором принимается решение о присвоении соответствующей категории.
Срок проведения аттестации не должен превышать трёх месяцев с даты ознакомления аттестуемого с приказом о проведении аттестации.
- Если педагог переходит с одной должности на другую (например, с должности учителя на должность воспитателя или с должности преподавателя на должность учителя), то квалификационная категория автоматически не переносится, всё равно нужно пройти аттестацию в установленном порядке.
- Нельзя проходить аттестацию одновременно по двум должностям (например, учитель и педагог дополнительного образования) – нужно аттестоваться сначала по одной должности и как минимум через год, если позволяет стаж, можно аттестоваться по другой должности.
- Совместители могут проходить аттестацию, если имеют нагрузку не менее 0,25 ставки, то есть не менее 5 часов в неделю, и необходимый стаж работы с этой нагрузкой.
- Отменён с 1 сентября 2017 года пункт инструкции об обязательном подтверждении высшей квалификационной категории. Вместо этого в инструкцию включили пункт об аттестации на подтверждение второй, первой, высшей категории, а также категории «учитель-методист» по инициативе руководства школы в случае, если педагог снизил уровень педагогической деятельности. Последнее изменение внесено в инструкцию 03.10.2017 № 50 и вступает в силу с 01.11.2017. Это изменение растолковывает термин «Образование, соответствующее педагогической деятельности» - следует понимать образование (высшее, среднее специальное) с присвоением квалификации «Учитель», «Преподаватель», «Педагог».