« Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса»

 

>> Инновационная деятельность <<

 

 

Информационная характеристика проекта

 

  1. Название проекта:

«Внедрение модели конструктивного взаимодействия социальных партнеров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса»

 

  1. Разработчики проекта:

Санько Сталина Леонтьевна, директор Государственного учреждения образования «Средняя школа № 4 г. Солигорска»

Нагорная Ольга Ивановна, заместитель директора по учебной работе Государственного учреждения образования «Средняя школа № 4 г. Солигорска»

Шкабарина Наталия Леонидовна, педагог-психолог Государственного учреждения образования «Средняя школа № 4 г. Солигорска»

 

  1. Научное сопровождение проекта:

Бельская Ирина Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного частного права факультета международных отношений УО «Белорусский государственный университет»,  медиатор

 

Карпушева Н.М., начальник управления идеологической и воспитательной работы, магистр педагогических наук, доцент кафедры философии и гуманитарных проблем образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования», медиатор

 

Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы, доцент кафедры философии и гуманитарных проблем образования государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»

 

 

Сроки проведения инновационной деятельности:

2023 – 2025 годы

 

Цель инновационной деятельности:

комплексное внедрение медиативных технологий в образовательную деятельность в целях создания модели конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса и заинтересованных партнерских организаций, координированного организационно-методического и психолого-педагогического воздействия на обучающегося со стороны педагогических работников и законных представителей в процессе осуществления образовательного процесса и непрерывного воспитания. 

 

Задачи инновационной деятельности:

  1. На основании проведенной инновационной деятельности по вопросам создания конфликтологической и медиативной компетенции педагогических работников, использования возможностей медиации в сфере образования, разработать комплексную модель конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий учреждений образования, законных представителей и партнерских организаций, основанную на применении разнообразных медиативных технологий в качестве метода педагогического воспитания и ведения образовательного процесса.
  2. Внедрить в практику воспитательной работы учреждений образования модель конструктивного и координированного взаимодействия педагогических работников, законных представителей, заинтересованных партнерских организаций, объединив их усилия по конструктивному воздействию на обучающихся, обеспечению непрерывного воспитания детей и молодежи.
  3. Создать организационно-педагогические, методические и практические условия для обеспечения в учреждениях образования конфликтологической, психологической безопасности и повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды посредством внедрения комплексной модели конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий.
  4. Активизировать практику сотрудничества и социального партнерства, в том числе международного дружественного взаимодействия, посредством взаимообмена опытом внедрения медиативных технологий в образовательный процесс, взаимопомощи в создании бесконфликтной и безопасной среды в учреждении образования и социуме.
  5. Создать сеть партнерских организаций, объединяющую организации, оказывающие образовательную, социальную, медиативную, психологическую, и иную поддержку участникам образовательных отношений по созданию бесконфликтной и безопасной среды взаимодействия.
  6. Инкорпорировать существующие службы школьной медиации в инновационную модель конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий и структуру организационно-методических и психолого-педагогических условий, созданных в учреждениях образования.
  7. Изучить, оценить и обобщить результаты деятельности.
  8. Обеспечить распространение опыта участников инновационного проекта в системе образования республики.
  9. Разработать методические рекомендации по внедрению модели конструктивного взаимодействия социальных партнёров в условиях применения медиативных технологий участниками образовательного процесса.

Основные направления и методы работы

в рамках инновационной модели:

  1. Организационно-методическая работа:

подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, круглых столов, практикумов, вебинаров, иных мероприятий по вопросам внедрения медиативных технологий в образовательный процесс; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;

участие в разработке программ, учебно-программной документации в сфере школьной медиации, создания безопасной и бесконфликтной среды в учреждении образования;

организация методических консультаций по структуре и содержанию внедряемой инновационной модели.

  1. Научно-методическая работа:

проведение научно-исследовательской работы по созданию механизмов и инструментов программ медиации, разрешения и предупреждения конфликтов, адаптации медиативных технологий в образовательном процессе учреждений образования;

подготовка и экспертиза работ учащихся и педагогов, участие социальных и педагогических проектов для участия в вебинарах, фестивалях, конференциях и др. мероприятиях по  направлениям инновационной деятельности;

организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся в рамках международного взаимодействия по повышения адаптивности всех участников образовательных отношений к изменяющимся условиям социальной и образовательной среды, внедрения инновационных медиативно-восстановительных способов, механизмов и инструментов разрешения и предупреждения конфликтов;

  1. Информационно-методическая работа:

формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;

изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;

разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;

формирование медиатеки в сфере формирования медиативной компетентности субъектов образовательных отношений;

организация и осуществление международного взаимодействия на уровне учащихся и педагогов

создание сети ресурсных центров и трансляция опыта взаимодействия с социальными партнерами, в том числе сетевое, по вопросам внедрения медиативных технологий в процесс воспитания подрастающего поколения.

В рамках обозначенных направлений будут организованы мероприятия по внедрению инновационной модели развитию медиации в системе образования с учетом уже имеющегося опыта и накопления нового, направленные на создание партнерской сети организаций по сотрудничеству, включая семейный и международный аспекты.

 

 

 

 

 

Модель конструктивного взаимодействия социальных партнёров

в условиях применения медиативных технологий

 

 

 

 

 

 

 

Критерии и показатели, согласно которым будет оцениваться эффективность инновационной деятельности

 

Критерии

Показатели критериев

Качественные измерители/компонент

1. Конфликтологическая компетентность учащихся, педагогов, родителей, администрации

-когнитивный компонент;

-аффективный компонент;

-поведенческий компонент.

 

Анкетирование, тестирование коммуникативных способностей и навыков; методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (адаптация Н.В. Гришиной), анализ конкретных конфликтных ситуаций (по схеме анализа конфликта), тест «Уровень конфликтности личности», тест «Самооценка конфликтности».

2. Практическая готовность к осуществлению примирения в качестве посредника участников школьной службы медиации и разрешения конфликтов.

Наличие практических знаний и умений, необходимых для осуществления примирения в качестве посредника и проведения медиации

Моделирование учебной медиации, шкала оценки компетенций медиатора. 

3. Мотивационно-ценностная готовность к конструктивному разрешению конфликтов.

Толерантность, эмпатия, стремление к диалогу, ценностные ориентации.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко), методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко.

4. Овладение правовыми знаниями

Уровень правовой осведомленности участников образовательной среды об альтернативных способах разрешения споров и конфликтов

Анкетирование, тестирование, опросник правовой грамотности.

5. Социально-психологическая компетентность учителей

Стили взаимодействия, стиль разрешения конфликтов, локус контроля.

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной).

6. Психологическая безопасность образовательной среды

Взаимоотношения с учителями, взаимоотношения с учениками, возможность высказать свою точку зрения, сохранение личного достоинства, возможность обратиться за помощью, возможность проявлять инициативу, уважительное отношение.

Методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы».

7.Степень удовлетворенности деятельностью школьной службы медиации и примирения.

- учителей

- родителей

- учащихся

- администрации

Создание банка данных на основе мониторинга, разработка опросника оценки удовлетворенности деятельностью.

8. Качество и эффективность деятельности школьных служб медиации и примирения.

 

Планирование  деятельности.

Мониторинг качества и эффективности деятельности.

Данные анкетирования, статистика разрешения школьных конфликтов с помощью альтернативных методов (качественный и количественный анализ).

9. Повышение уровня владения инструментами медиации

Повышение медиативных компетенций участников образовательных отношений.

Организация сотрудничества и взаимодействия

Данные о повышении квалификации педагогических работников, обученности законных представителей, вовлеченность в региональные и международные мероприятия

 

 

 

Кадровое обеспечение инновационного проекта

 

Ф.И.О

Должность

Образование

Категория

Стаж в должности

1

Санько Сталина Леонтьевна

директор школы

 

высшее

 

первая

 

15 лет

2

Нагорная Ольга Ивановна

заместитель директора по учебной работе

 

высшее

 

высшая

 

8 лет

3

Шкабарина Наталия Леонидовна

педагог-психолог

 

высшее

 

высшая

 

9 лет

4

Есман Оксана Михайловна

педагог-психолог

высшее

первая

17 лет

5

Артюх Ольга Александровна

учитель, классный руководитель

 

высшее

 

первая

 

11 лет

6

Здрок Светлана Михайловна

учитель, классный руководитель

 

высшее

 

первая

 

10 лет

7

Пронина Лилия Сергеевна

учитель английского языка

 

высшее

 

высшая

 

14 лет

 

поделиться в: