Приложение 3
Памятка Маркеры, формы и виды жестокого обращения с несовершеннолетними. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относят: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка в открытой форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму. Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся: отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая; негативные семейные традиции и т.д. |
Маркеры сексуального насилия.
Дети дошкольного возраста: · ночные кошмары; · страхи; · несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; · открытая мастурбация; · несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; беспричинные нервно-психические расстройства. Дети младшего школьного возраста: · низкая успеваемость; · замкнутость, стремление к уединению; · изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя); · ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
· несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; · стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости. Дети старшего школьного возраста, подростки: · депрессия; · побеги из дома; · низкая самооценка; · угрозы или попытки самоубийства; · сексуализированное поведение; · употребление наркотиков или алкоголя; · проституция или беспорядочные половые связи; · жалобы на боли в животе.
Маркеры психического (эмоционального) насилия.
Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие: · задержка физического и умственного развития у ребенка; · нервный тик; · энурез; · систематический печальный вид; · различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология). Особенности поведения ребенка: беспокойство или тревожность; нарушение сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение; угрозы или попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость; низкая самооценка; нарушение аппетита
|
Маркеры физического насилия.
· синяки, укусы, ожоги, рубцы; · следы удушья; · любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей; · низкая самооценка ребенка; · нежелание и страх возвращаться домой; · мешковатая одежда, скрывающая побои; · самообвинение в провокациях в сторону насильника; · ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму; · волнение, плач, испуг при криках, скандалах. |