Как подготовить современный урок

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

  • уровнем проведения урока;
  • содержательной частью;
  • методической наполненностью;
  • атмосферой.

Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: *(3)
  • Чётко определить для себя и сформулировать его тему;
  • Определить место темы в учебном курсе;
  • Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок
  • Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
  1. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.* (4)

Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ  ОБУЧЕНИЯ  предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.* (5)

  • Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей;
  • Обобщить и систематизировать знания о...(или по конкретной теме);
  • Отработать навыки (какие?);
  • Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).

Например:

К уроку по теме «Вероятностный подход к измерению количества информации» обучающие цели урока могут быть сформулированы так:

  • Обобщить знания учащихся по теме «Понятие информации»  в зависимости от её использования в различных сферах человеческой деятельности;
  • Добиться усвоения учащимися понятия вероятностного смысла информации.

К уроку по теме «Конструирование разветвляющихся алгоритмов»:

  • Обеспечить усвоение учащимися особенностей конструирования алгоритмов с использованием команды ветвления;
  • Добиться усвоения правил использования сложных условий в разветвляющемся алгоритме.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ   предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. *(6)

  • воспитание патриотизма;
  • воспитание интернационализма;
  • воспитание гуманности;
  • воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
  • воспитание дисциплинированности;
  • воспитание эстетических взглядов.

Например:

К уроку по теме «Алгоритм как логическая сила мышления» воспитательные цели могут быть сформулированы так:

  • Воспитание стремления к получению новых знаний;
  • Воспитание чувства товарищества, межличностных отношений, аккуратности.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности. *(7)

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.

РАЗВИТИЕ УМЕНИИ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

  1. Уточнение типа урока. *(8)
  • Урок изучения нового материала;
  • Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;
  • Урок формирования умений и навыков;
  • Урок повторения;
  • Урок проверки знаний;
  • Урок применения знаний, умений и навыков;
  • Повторительно-обобщающий урок;
  • Комбинированный урок.

Приложение

 №1

  1. Уточнение вида урока. *(9,10)
    • Урок- лекция;
    • Урок-беседа;
    • Кино-урок;
    • Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
    • Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);
    • Урок лабораторных работ;
    • Урок практических работ;
    • Урок - экскурсия;
    • Урок - семинар;
    • Дидактическая игра;
    • Анализ ситуаций;
    • Устный опрос;
    • Письменный опрос;
    • Контрольная работа;
    • Зачет;
  2. Выбор методов и приёмов. *(11)

К таким методам относятся:

  1. Метод монологического изложения (монологический метод);
  2. Метод диалогического изложения (диалогический метод);
  3. Метод эвристической беседы (эвристический метод);
  4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);
  5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);
  6. Метод программированных заданий (программированный метод),
  7. Спланировать учебный материал урока. *(12) Для этого надо:

А) Подобрать по теме литературу. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:

  • Узнавание нового материала;
  • Воспроизведение;
  • Применение знаний в знакомой ситуации;
  • Применение знаний в незнакомой ситуации;
  • Творческий подход к знаниям.

В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом « от простого к сложному».

Составить три набора заданий;

  • Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  • Задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  • Задания, способствующие материала учеником.

Г) Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.

Д) Продумать изюминку урока.*(13))

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удавление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

         Е) Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:*(14)

  • Что контролировать;
  • Как контролировать;
  • Как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.

Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель.*(15)

Этап урока

Что делают

Учитель

Ученики

1. Проверка домашнего задания

 

 

 

  1. Составить конспект с учётом структуры урока.

Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока. *(16)

  • Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;
  • формирование новых понятий и способов действий;
  • формирование умений и навыков;
  • домашнее задание.

Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.

Основные этапы современного урока

  1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
  4. Постановка цели занятия перед учащимися.
  5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
  6. Первичная проверка понимания.
  7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
  8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
  9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных  знаний и умений.
  10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.
  11. Домашнее задание к следующему уроку.

Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.

 

  1. Подведение итогов урока.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

Вывод:  *(17) При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?

Я надеюсь, что рекомендации, приведённые сегодня, помогут вам в подготовке такого урока.

 

Научно обоснованный анализ урока – важный фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса”

 

Посещая урок, перед нами каждый раз встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выяв­лении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повыше­ния эффективности работы учителя и учащихся. Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока.

Наиболее распространенными типами анализа яв­ляются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Полный анализ проводится с целью изучения и разбо­ра всех аспектов урока;

          краткий - достижения основ­ных целей и задач;

комплексный - в единстве и взаи­мосвязи целей, содержания, форм и методов органи­зации урока;

аспектный - отдельных элементов уро­ка.

 

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:

  1. дидактический,
  2. психологический,
  3. методичес­кий,
  4. организационный,
  5. воспитательный и т.д.

 

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие мно­гочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.

  1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учи­теля, количество учащихся по списку, и присутство­вавших на уроке.
  2. Тема урока; образовательные, развивающие и вос­питательные цели и задачи урока.
  3. Организационное начало урока:
  • готовность учителя к уроку - наличие конспек­та или подробного плана урока, наглядных посо­бий, инструментов и т.д.;
  • подготовленность учащихся - дежурные, нали­чие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
  • подготовленность классного помещения - чис­тота, классная доска, мел, освещение и т.д.
  1. Организационная структура урока:
  • мобилизующее начало урока;
  • последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
  • насыщенность урока и темп его проведения и т.д.
  1. Анализ содержания учебного материала урока:
  • обоснование учителем избранной последователь­ности реализации учебного материала на уроке;
  • соответствие программе и уровню знаний уча­щихся по предмету;
  • соотношение практического и теоретического ма­териала;
  • связь с жизнью и практикой и т.д.
  1. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
  • цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
  • обоснование выбора методов обучения;
  • пути реализации дидактических принципов в обучении;
  • индивидуализация и дифференциация в обуче­нии;
  • взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
  1. Деятельность учителя;
  • научность и доступность изложения новых знаний;
  • использование учителем опыта лучших учите­лей и рекомендаций методической науки;
  • организация закрепления учебного материала;
  • организация самостоятельной работы уча­щихся;
  • проверка и оценка знаний и умений учащихся;
  • вопросы учителя и требования к ответам уча­щихся;
  • отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
  • задание на дом и проявленное учителем внима­ние к нему;
  • пути достижения порядка и сознательной дис­циплины учащихся;
  • эффективность использования наглядных посо­бий, технических средств обучения;
  • контакт учителя с классом и т.д.
  1. Деятельность учащихся:
  • подготовка рабочего места;
  • поведение учащихся на уроке - дисциплина, при­лежание, активность, внимание, умение переклю­чаться с одного вида работы на другой и т.д.;
  • интенсивность и качество самостоятельной ра­боты учащихся;
  • состояние их устной и письменной речи;
  • знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
  • отношение учащихся к учителю;
  • степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
  1. Выводы:
  • выполнение плана урока;
  • достижение целей урока;
  • особенно интересное и поучительное на уроке;
  • что произвело на уроке наибольшее впечатле­ние;
  • какие изменения целесообразно внести при по­вторном проведении урока на эту же тему;
  • оценка урока.

 

Схема анализа урока (второй вариант)

  1. Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.
  2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
  3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длитель­ность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивиду­альная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторе­ния и закрепление материала, способы.
  4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
  5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
  6. Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:

научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство пра­вильности алгоритмов и т.п.);

наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;

последовательность — логическая стройность излагаемого материа­ла, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;

связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.

  1. Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на ак­туальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для активизации внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.
  2. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник за­даний (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандарт­ные методы обучения, использованные на уроке.
  3. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому мате­риалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность ус­воения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандарт­ность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.

Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либераль­ные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность уча­щихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать зна­ниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.

  1. Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с то­варищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации та­кой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего за­дания (выполните сами и «замерьте» время).
  2. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.
  3. Выводы.

 

Анализ посещенного урока (вариант 3)

 

ФИО учителя

«+»

«-»

Примечание

Основные компоненты урока

1 Организация урока.

2 Постановка цели.

3 Выделение главного на уроке.

4 Своевременный контроль.

Активная занятость учащихся.

Самостоятельная работа.

Практическая работа.

Четкая структура урока.

Плотность урока.

Результативность.

Уровень обучения.

 

 

 

Формы и методы работы.

1 Проблемно-поисковые.

2 Словесно-наглядные.

3 Новые формы и методы.

Индивидуальный дифференцированный подход.

Использование ТСО.

 

 

 

Личность

1 Умение владеть классом.

2 Личная культура.

3 Педагогический такт.

4 Эрудиция.

5 Взаимоотношения с учащимися.

 

 

 

Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? (Нужное подчеркните)

(Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий)

 

 

 

 

С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основ­ных положений общей схемы анализа урока. Приве­дем один из возможных ее вариантов:

  1. Какие образовательные, развивающие и воспи­тательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
  2. Какова специфика урока? Каков его тип? Ка­ково место данного урока в теме, разделе, курсе?
  3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
  4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
  5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
  6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
  7. Как отбирались для урока формы обучения?
  8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
  9. Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся?
  10. За счет чего обеспечивалась работоспособность:

учащихся в течение всего урока?

  1. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

 

Рекомендации по наблюдению за ходом урока и оценкой его рациональности.

При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:

  1. в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);
  2. оценка рациональности избранной формы опроса,
  3. правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,
  4. оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,
  5. четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений),
  6. удалось ли ее реализовать в полной мере,
  7. стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,
  8. активное участие в нем всех учеников,
  9. умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,
  10. насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,
  11. как обращалось внимание на усвоение главного,
  12. на логичность плана ответа,
  13. на прочность знаний и умение их применять на практике.

При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:

  1. были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,
  2. доступность изложения учебного материала,
  3. выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,
  4. оптимальным ли был темп изучения нового,
  5. проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.

 

 При закреплении изученного материала необходимо обратить внимание на то, что

  1. содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме,
  2. оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий,
  3. дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников,
  4. выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения.

При сообщении домашнего задания обратить внимание

  1. оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы
  2. прокомментировано ли домашнее задание,
  3. требования к оформлению,
  4. дифференцировано ли домашнее задание.

 

В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках.

 

 

Самоанализ проведенного урока (вариант1)

 

Вопросы для итогового анализа

Оценка оптимальности действия учителя

1

 

Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока?

Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач

2

Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них?

 

3

Как можно оценить избранное содержание урока?

 

4

Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности класса и возможностей учителя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля:

·        при опросе

·        при изучении нового материала

·        при закреплении

при обобщении изученного

 

5

Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам?

 

6

Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.?

 

7

Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке:

·        составление опорных схем, конспектов;

·        использование обучающих программ;

составление заданий и задач с развивающим содержанием;

 

8

Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагогического такта?

 

9

Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические  условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников?

 

10

Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников?

 

11

Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж?

 

 

 

Примерная схема записи урока.

  1. Школа, класс, предмет, учитель, дата.
  2. Тема урока.
  3. Цель уроков и его задачи (узнать у учителя до начала урока).
  4. Этапы урока. Подробная запись деятельности учителя и учащихся на каждом этапе, фиксация времени, отведенного на тот или иной этап урока.

 

Научно обоснованный анализ урока – важный фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса”

 

Посещая урок, перед нами каждый раз встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выяв­лении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повыше­ния эффективности работы учителя и учащихся. Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока.

Наиболее распространенными типами анализа яв­ляются полный, комплексный, краткий и аспектный.

Полный анализ проводится с целью изучения и разбо­ра всех аспектов урока;

          краткий - достижения основ­ных целей и задач;

комплексный - в единстве и взаи­мосвязи целей, содержания, форм и методов органи­зации урока;

аспектный - отдельных элементов уро­ка.

 

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:

  1. дидактический,
  2. психологический,
  3. методичес­кий,
  4. организационный,
  5. воспитательный и т.д.

 

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие мно­гочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.

  1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учи­теля, количество учащихся по списку, и присутство­вавших на уроке.
  2. Тема урока; образовательные, развивающие и вос­питательные цели и задачи урока.
  3. Организационное начало урока:
  • готовность учителя к уроку - наличие конспек­та или подробного плана урока, наглядных посо­бий, инструментов и т.д.;
  • подготовленность учащихся - дежурные, нали­чие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
  • подготовленность классного помещения - чис­тота, классная доска, мел, освещение и т.д.
  1. Организационная структура урока:
  • мобилизующее начало урока;
  • последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
  • насыщенность урока и темп его проведения и т.д.
  1. Анализ содержания учебного материала урока:
  • обоснование учителем избранной последователь­ности реализации учебного материала на уроке;
  • соответствие программе и уровню знаний уча­щихся по предмету;
  • соотношение практического и теоретического ма­териала;
  • связь с жизнью и практикой и т.д.
  1. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
  • цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
  • обоснование выбора методов обучения;
  • пути реализации дидактических принципов в обучении;
  • индивидуализация и дифференциация в обуче­нии;
  • взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
  1. Деятельность учителя;
  • научность и доступность изложения новых знаний;
  • использование учителем опыта лучших учите­лей и рекомендаций методической науки;
  • организация закрепления учебного материала;
  • организация самостоятельной работы уча­щихся;
  • проверка и оценка знаний и умений учащихся;
  • вопросы учителя и требования к ответам уча­щихся;
  • отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
  • задание на дом и проявленное учителем внима­ние к нему;
  • пути достижения порядка и сознательной дис­циплины учащихся;
  • эффективность использования наглядных посо­бий, технических средств обучения;
  • контакт учителя с классом и т.д.
  1. Деятельность учащихся:
  • подготовка рабочего места;
  • поведение учащихся на уроке - дисциплина, при­лежание, активность, внимание, умение переклю­чаться с одного вида работы на другой и т.д.;
  • интенсивность и качество самостоятельной ра­боты учащихся;
  • состояние их устной и письменной речи;
  • знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
  • отношение учащихся к учителю;
  • степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
  1. Выводы:
  • выполнение плана урока;
  • достижение целей урока;
  • особенно интересное и поучительное на уроке;
  • что произвело на уроке наибольшее впечатле­ние;
  • какие изменения целесообразно внести при по­вторном проведении урока на эту же тему;
  • оценка урока.

 

Схема анализа урока (второй вариант)

  1. Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.
  2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
  3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длитель­ность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивиду­альная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторе­ния и закрепление материала, способы.
  4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
  5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
  6. Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:

научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство пра­вильности алгоритмов и т.п.);

наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;

последовательность — логическая стройность излагаемого материа­ла, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;

связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.

  1. Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на ак­туальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для активизации внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.
  2. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник за­даний (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандарт­ные методы обучения, использованные на уроке.
  3. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому мате­риалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность ус­воения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандарт­ность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.

Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либераль­ные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность уча­щихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать зна­ниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.

  1. Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с то­варищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации та­кой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего за­дания (выполните сами и «замерьте» время).
  2. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.
  3. Выводы.

 

Анализ посещенного урока (вариант 3)

 

ФИО учителя

«+»

«-»

Примечание

Основные компоненты урока

1 Организация урока.

2 Постановка цели.

3 Выделение главного на уроке.

4 Своевременный контроль.

Активная занятость учащихся.

Самостоятельная работа.

Практическая работа.

Четкая структура урока.

Плотность урока.

Результативность.

Уровень обучения.

 

 

 

Формы и методы работы.

1 Проблемно-поисковые.

2 Словесно-наглядные.

3 Новые формы и методы.

Индивидуальный дифференцированный подход.

Использование ТСО.

 

 

 

Личность

1 Умение владеть классом.

2 Личная культура.

3 Педагогический такт.

4 Эрудиция.

5 Взаимоотношения с учащимися.

 

 

 

Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? (Нужное подчеркните)

(Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий)

 

 

 

 

С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основ­ных положений общей схемы анализа урока. Приве­дем один из возможных ее вариантов:

  1. Какие образовательные, развивающие и воспи­тательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
  2. Какова специфика урока? Каков его тип? Ка­ково место данного урока в теме, разделе, курсе?
  3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
  4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
  5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
  6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
  7. Как отбирались для урока формы обучения?
  8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
  9. Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся?
  10. За счет чего обеспечивалась работоспособность:

учащихся в течение всего урока?

  1. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

 

Рекомендации по наблюдению за ходом урока и оценкой его рациональности.

При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:

  1. в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);
  2. оценка рациональности избранной формы опроса,
  3. правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,
  4. оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,
  5. четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений),
  6. удалось ли ее реализовать в полной мере,
  7. стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,
  8. активное участие в нем всех учеников,
  9. умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,
  10. насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,
  11. как обращалось внимание на усвоение главного,
  12. на логичность плана ответа,
  13. на прочность знаний и умение их применять на практике.

При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:

  1. были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,
  2. доступность изложения учебного материала,
  3. выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,
  4. оптимальным ли был темп изучения нового,
  5. проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.

 При закреплении изученного материала необходимо обратить внимание на то, что

  1. содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме,
  2. оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий,
  3. дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников,
  4. выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения.

При сообщении домашнего задания обратить внимание

  1. оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы
  2. прокомментировано ли домашнее задание,
  3. требования к оформлению,
  4. дифференцировано ли домашнее задание.

 

В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках.

 

 

Самоанализ проведенного урока (вариант1)

 

Вопросы для итогового анализа

Оценка оптимальности действия учителя

1

 

Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока?

Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач

2

Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них?

 

3

Как можно оценить избранное содержание урока?

 

4

Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности класса и возможностей учителя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля:

·        при опросе

·        при изучении нового материала

·        при закреплении

при обобщении изученного

 

5

Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам?

 

6

Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.?

 

7

Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке:

·        составление опорных схем, конспектов;

·        использование обучающих программ;

составление заданий и задач с развивающим содержанием;

 

8

Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагогического такта?

 

9

Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические  условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников?

 

10

Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников?

 

11

Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж?

 

Примерная схема записи урока.

  1. Школа, класс, предмет, учитель, дата.
  2. Тема урока.
  3. Цель уроков и его задачи (узнать у учителя до начала урока).
  4. Этапы урока. Подробная запись деятельности учителя и учащихся на каждом этапе, фиксация времени, отведенного на тот или иной этап урока.

Из статьи  Завельского Ю.В. " Как подготовить современный урок" . Журнал "Завуч" № 4, 2000 г.

поделиться в: