Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
- уровнем проведения урока;
- содержательной частью;
- методической наполненностью;
- атмосферой.
Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
- Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: *(3)
- Чётко определить для себя и сформулировать его тему;
- Определить место темы в учебном курсе;
- Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок
- Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
- Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.* (4)
Цели урока должны быть максимально конкретными.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.* (5)
- Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей;
- Обобщить и систематизировать знания о...(или по конкретной теме);
- Отработать навыки (какие?);
- Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
Например:
К уроку по теме «Вероятностный подход к измерению количества информации» обучающие цели урока могут быть сформулированы так:
- Обобщить знания учащихся по теме «Понятие информации» в зависимости от её использования в различных сферах человеческой деятельности;
- Добиться усвоения учащимися понятия вероятностного смысла информации.
К уроку по теме «Конструирование разветвляющихся алгоритмов»:
- Обеспечить усвоение учащимися особенностей конструирования алгоритмов с использованием команды ветвления;
- Добиться усвоения правил использования сложных условий в разветвляющемся алгоритме.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. *(6)
- воспитание патриотизма;
- воспитание интернационализма;
- воспитание гуманности;
- воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- воспитание дисциплинированности;
- воспитание эстетических взглядов.
Например:
К уроку по теме «Алгоритм как логическая сила мышления» воспитательные цели могут быть сформулированы так:
- Воспитание стремления к получению новых знаний;
- Воспитание чувства товарищества, межличностных отношений, аккуратности.
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности. *(7)
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.
РАЗВИТИЕ УМЕНИИ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.
- Уточнение типа урока. *(8)
- Урок изучения нового материала;
- Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;
- Урок формирования умений и навыков;
- Урок повторения;
- Урок проверки знаний;
- Урок применения знаний, умений и навыков;
- Повторительно-обобщающий урок;
- Комбинированный урок.
Приложение
№1
- Уточнение вида урока. *(9,10)
- Урок- лекция;
- Урок-беседа;
- Кино-урок;
- Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
- Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);
- Урок лабораторных работ;
- Урок практических работ;
- Урок - экскурсия;
- Урок - семинар;
- Дидактическая игра;
- Анализ ситуаций;
- Устный опрос;
- Письменный опрос;
- Контрольная работа;
- Зачет;
- Выбор методов и приёмов. *(11)
К таким методам относятся:
- Метод монологического изложения (монологический метод);
- Метод диалогического изложения (диалогический метод);
- Метод эвристической беседы (эвристический метод);
- Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);
- Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);
- Метод программированных заданий (программированный метод),
- Спланировать учебный материал урока. *(12) Для этого надо:
А) Подобрать по теме литературу. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:
- Узнавание нового материала;
- Воспроизведение;
- Применение знаний в знакомой ситуации;
- Применение знаний в незнакомой ситуации;
- Творческий подход к знаниям.
В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом « от простого к сложному».
Составить три набора заданий;
- Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- Задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- Задания, способствующие материала учеником.
Г) Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.
Д) Продумать изюминку урока.*(13))
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удавление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
Е) Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:*(14)
- Что контролировать;
- Как контролировать;
- Как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель.*(15)
Этап урока |
Что делают |
|
Учитель |
Ученики |
|
1. Проверка домашнего задания |
|
|
- Составить конспект с учётом структуры урока.
Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока. *(16)
- Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;
- формирование новых понятий и способов действий;
- формирование умений и навыков;
- домашнее задание.
Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.
Основные этапы современного урока
- Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
- Проверка домашнего задания.
- Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
- Постановка цели занятия перед учащимися.
- Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
- Первичная проверка понимания.
- Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
- Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
- Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
- Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.
- Домашнее задание к следующему уроку.
Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.
- Подведение итогов урока.
Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
Вывод: *(17) При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?
Я надеюсь, что рекомендации, приведённые сегодня, помогут вам в подготовке такого урока.
Научно обоснованный анализ урока – важный фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса”
Посещая урок, перед нами каждый раз встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?
Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся. Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока.
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.
Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
краткий - достижения основных целей и задач;
комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока;
аспектный - отдельных элементов урока.
Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:
- дидактический,
- психологический,
- методический,
- организационный,
- воспитательный и т.д.
Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.
- Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
- Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
- Организационное начало урока:
- готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;
- подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
- подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.
- Организационная структура урока:
- мобилизующее начало урока;
- последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
- насыщенность урока и темп его проведения и т.д.
- Анализ содержания учебного материала урока:
- обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
- соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;
- соотношение практического и теоретического материала;
- связь с жизнью и практикой и т.д.
- Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
- цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
- обоснование выбора методов обучения;
- пути реализации дидактических принципов в обучении;
- индивидуализация и дифференциация в обучении;
- взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
- Деятельность учителя;
- научность и доступность изложения новых знаний;
- использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
- организация закрепления учебного материала;
- организация самостоятельной работы учащихся;
- проверка и оценка знаний и умений учащихся;
- вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
- отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
- задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;
- пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
- эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
- контакт учителя с классом и т.д.
- Деятельность учащихся:
- подготовка рабочего места;
- поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
- интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
- состояние их устной и письменной речи;
- знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
- отношение учащихся к учителю;
- степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
- Выводы:
- выполнение плана урока;
- достижение целей урока;
- особенно интересное и поучительное на уроке;
- что произвело на уроке наибольшее впечатление;
- какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
- оценка урока.
Схема анализа урока (второй вариант)
- Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.
- Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
- Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.
- Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
- Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
- Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:
научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.);
наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;
последовательность — логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.
- Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для активизации внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.
- Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.
- Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.
Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.
- Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации такой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время).
- Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.
- Выводы.
Анализ посещенного урока (вариант 3)
ФИО учителя |
«+» |
«-» |
Примечание |
|
Основные компоненты урока |
1 Организация урока. 2 Постановка цели. 3 Выделение главного на уроке. 4 Своевременный контроль. Активная занятость учащихся. Самостоятельная работа. Практическая работа. Четкая структура урока. Плотность урока. Результативность. Уровень обучения. |
|
|
|
Формы и методы работы. |
1 Проблемно-поисковые. 2 Словесно-наглядные. 3 Новые формы и методы. Индивидуальный дифференцированный подход. Использование ТСО. |
|
|
|
Личность |
1 Умение владеть классом. 2 Личная культура. 3 Педагогический такт. 4 Эрудиция. 5 Взаимоотношения с учащимися. |
|
|
|
Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? (Нужное подчеркните) (Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий) |
|
|
|
С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:
- Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
- Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
- Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
- Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
- На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
- Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
- Как отбирались для урока формы обучения?
- Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
- Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся?
- За счет чего обеспечивалась работоспособность:
учащихся в течение всего урока?
- Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
Рекомендации по наблюдению за ходом урока и оценкой его рациональности.
При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:
- в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);
- оценка рациональности избранной формы опроса,
- правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,
- оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,
- четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений),
- удалось ли ее реализовать в полной мере,
- стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,
- активное участие в нем всех учеников,
- умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,
- насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,
- как обращалось внимание на усвоение главного,
- на логичность плана ответа,
- на прочность знаний и умение их применять на практике.
При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:
- были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,
- доступность изложения учебного материала,
- выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,
- оптимальным ли был темп изучения нового,
- проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.
При закреплении изученного материала необходимо обратить внимание на то, что
- содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме,
- оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий,
- дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников,
- выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения.
При сообщении домашнего задания обратить внимание
- оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы
- прокомментировано ли домашнее задание,
- требования к оформлению,
- дифференцировано ли домашнее задание.
В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках.
Самоанализ проведенного урока (вариант1)
№ |
Вопросы для итогового анализа |
Оценка оптимальности действия учителя |
1
|
Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока? |
Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач |
2 |
Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них? |
|
3 |
Как можно оценить избранное содержание урока? |
|
4 |
Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности класса и возможностей учителя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля: · при опросе · при изучении нового материала · при закреплении при обобщении изученного |
|
5 |
Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам? |
|
6 |
Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.? |
|
7 |
Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке: · составление опорных схем, конспектов; · использование обучающих программ; составление заданий и задач с развивающим содержанием; |
|
8 |
Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагогического такта? |
|
9 |
Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников? |
|
10 |
Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников? |
|
11 |
Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж? |
|
Примерная схема записи урока.
- Школа, класс, предмет, учитель, дата.
- Тема урока.
- Цель уроков и его задачи (узнать у учителя до начала урока).
- Этапы урока. Подробная запись деятельности учителя и учащихся на каждом этапе, фиксация времени, отведенного на тот или иной этап урока.
Научно обоснованный анализ урока – важный фактор оптимизации учебно-воспитательного процесса”
Посещая урок, перед нами каждый раз встает проблема: по каким критериям оценивать современный урок, как лучше анализировать его эффективность и качество?
Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся. Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать учитель, а тем, что получили ученики во время урока.
Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.
Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;
краткий - достижения основных целей и задач;
комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока;
аспектный - отдельных элементов урока.
Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:
- дидактический,
- психологический,
- методический,
- организационный,
- воспитательный и т.д.
Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.
- Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
- Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
- Организационное начало урока:
- готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;
- подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
- подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.
- Организационная структура урока:
- мобилизующее начало урока;
- последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
- насыщенность урока и темп его проведения и т.д.
- Анализ содержания учебного материала урока:
- обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
- соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;
- соотношение практического и теоретического материала;
- связь с жизнью и практикой и т.д.
- Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
- цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
- обоснование выбора методов обучения;
- пути реализации дидактических принципов в обучении;
- индивидуализация и дифференциация в обучении;
- взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
- Деятельность учителя;
- научность и доступность изложения новых знаний;
- использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
- организация закрепления учебного материала;
- организация самостоятельной работы учащихся;
- проверка и оценка знаний и умений учащихся;
- вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
- отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
- задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;
- пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
- эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
- контакт учителя с классом и т.д.
- Деятельность учащихся:
- подготовка рабочего места;
- поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
- интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
- состояние их устной и письменной речи;
- знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
- отношение учащихся к учителю;
- степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
- Выводы:
- выполнение плана урока;
- достижение целей урока;
- особенно интересное и поучительное на уроке;
- что произвело на уроке наибольшее впечатление;
- какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
- оценка урока.
Схема анализа урока (второй вариант)
- Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.
- Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
- Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.
- Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
- Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
- Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:
научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.);
наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;
последовательность — логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.
- Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для активизации внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.
- Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.
- Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.
Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.
- Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации такой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время).
- Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.
- Выводы.
Анализ посещенного урока (вариант 3)
ФИО учителя |
«+» |
«-» |
Примечание |
|
Основные компоненты урока |
1 Организация урока. 2 Постановка цели. 3 Выделение главного на уроке. 4 Своевременный контроль. Активная занятость учащихся. Самостоятельная работа. Практическая работа. Четкая структура урока. Плотность урока. Результативность. Уровень обучения. |
|
|
|
Формы и методы работы. |
1 Проблемно-поисковые. 2 Словесно-наглядные. 3 Новые формы и методы. Индивидуальный дифференцированный подход. Использование ТСО. |
|
|
|
Личность |
1 Умение владеть классом. 2 Личная культура. 3 Педагогический такт. 4 Эрудиция. 5 Взаимоотношения с учащимися. |
|
|
|
Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? (Нужное подчеркните) (Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий) |
|
|
|
С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:
- Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
- Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
- Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
- Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
- На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
- Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
- Как отбирались для урока формы обучения?
- Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
- Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся?
- За счет чего обеспечивалась работоспособность:
учащихся в течение всего урока?
- Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
Рекомендации по наблюдению за ходом урока и оценкой его рациональности.
При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:
- в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);
- оценка рациональности избранной формы опроса,
- правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,
- оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,
- четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений),
- удалось ли ее реализовать в полной мере,
- стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,
- активное участие в нем всех учеников,
- умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,
- насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,
- как обращалось внимание на усвоение главного,
- на логичность плана ответа,
- на прочность знаний и умение их применять на практике.
При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:
- были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,
- доступность изложения учебного материала,
- выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,
- оптимальным ли был темп изучения нового,
- проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.
При закреплении изученного материала необходимо обратить внимание на то, что
- содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме,
- оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий,
- дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников,
- выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения.
При сообщении домашнего задания обратить внимание
- оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы
- прокомментировано ли домашнее задание,
- требования к оформлению,
- дифференцировано ли домашнее задание.
В центре анализа должно быть содержание и результаты, которые проявляются в полученных учениками знаниях, умениях и навыках.
Самоанализ проведенного урока (вариант1)
№ |
Вопросы для итогового анализа |
Оценка оптимальности действия учителя |
1
|
Как были спланированы и поставлены перед учениками задачи урока? |
Оптимально, не оптимально, улучшить планирование таких-то задач |
2 |
Как можно оценить избранную учителем структуру основных элементов урока и время, выделенное на каждый из них? |
|
3 |
Как можно оценить избранное содержание урока? |
|
4 |
Можно ли считать оптимальным (для данной темы, подготовленности класса и возможностей учителя) избранное сочетание методов преподавания, стимулирования и контроля: · при опросе · при изучении нового материала · при закреплении при обобщении изученного |
|
5 |
Насколько удачным оказалось сочетание обще классных, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса на уроке. Обеспечило ли оно дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам? |
|
6 |
Рационально ли использовались на уроке средства наглядности, ТСО и пр.? |
|
7 |
Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, педагогические достижения на уроке: · составление опорных схем, конспектов; · использование обучающих программ; составление заданий и задач с развивающим содержанием; |
|
8 |
Как можно оценить стиль общения учителя с учениками на уроке, соблюдение педагогического такта? |
|
9 |
Соблюдались ли на уроке необходимые гигиенические условия, применялись ли способы поддержания работоспособности учеников? |
|
10 |
Насколько успешно решены на уроке задачи образования, воспитания и развития школьников? |
|
11 |
Правильно ли определен объем, сложность домашнего задания, умело ли проведен инструктаж? |
|
Примерная схема записи урока.
- Школа, класс, предмет, учитель, дата.
- Тема урока.
- Цель уроков и его задачи (узнать у учителя до начала урока).
- Этапы урока. Подробная запись деятельности учителя и учащихся на каждом этапе, фиксация времени, отведенного на тот или иной этап урока.
Из статьи Завельского Ю.В. " Как подготовить современный урок" . Журнал "Завуч" № 4, 2000 г.