Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки студентов по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
❧ уровнем проведения урока;
❧ содержательной частью;
❧ методической наполненностью;
❧ атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы преподаватель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
- Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему;
✓ Определить место темы в учебном курсе;
✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;
✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
- Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
Цели урока должны быть максимально конкретными.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у студентов новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.
✓ Обеспечить усвоение студентами законов, признаков, свойств, особенностей;
✓ Обобщить и систематизировать знания о... (или по конкретной теме);
✓ Отработать навыки (какие?);
✓ Добиться усвоения студентами каких-то понятий (вопросов).
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у студентов определенных свойств личности и черт характера.
✓ воспитание патриотизма;
✓ воспитание интернационализма;
✓ воспитание гуманности;
✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
✓ воспитание дисциплинированности;
✓ воспитание эстетических взглядов.
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств студентов: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.
- Уточнение типа урока.
✓ Урок изучения нового материала;
✓ Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;
✓ Урок формирования умений и навыков;
✓ Урок повторения;
✓ Урок проверки знаний;
✓ Урок применения знаний, умений и навыков;
✓ Повторительно-обобщающий урок;
✓ Комбинированный урок.
- Уточнение вида урока.
✓ Урок- лекция;
✓ Урок-беседа;
✓ Кино-урок;
✓ Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
✓ Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);
✓ Урок лабораторных работ;
✓ Урок практических работ;
✓ Урок - экскурсия;
✓ Урок - семинар;
✓ Дидактическая игра;
✓ Анализ ситуаций;
✓ Устный опрос;
✓ Письменный опрос;
✓ Контрольная работа;
✓ Зачет.
- Выбор методов и приёмов обучения.
К таким методам относятся:
- Метод монологического изложения (монологический метод);
- Метод диалогического изложения (диалогический метод);
- Метод эвристической беседы (эвристический метод);
- Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);
- Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);
- Метод программированных заданий (программированный метод).
- Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
А) Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли обязательный учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:
✓ Узнавание нового материала;
✓ Воспроизведение;
✓ Применение знаний в знакомой ситуации;
✓ Применение знаний в незнакомой ситуации;
✓ Творческий подход к знаниям.
В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Составить три набора заданий:
✓ задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;
✓ задания, способствующие осмыслению материала учащимся;
✓ задания, способствующие закреплению материала учащимся.
Г) Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.
Д) Продумать изюминку урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
Е) Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать:
✓ Что контролировать;
✓ Как контролировать;
✓ Как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать студентам подлинный интерес преподавателя к их работе.
Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и преподаватель.
- Составить конспект с учётом структуры урока.
Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.
✓ Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;
✓ формирование новых понятий и способов действий;
✓ формирование умений и навыков;
✓ домашнее задание.
Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.